Почему карантин ослабляют, если люди болеют?

В Украине наступило лето, на улицах жара, и — все еще коронавирус. Хотя о нем и о карантине иногда напоминают только маски на лицах посетителей магазинов или пассажиров автобусов. Но и у них маски или под носом, или на подбородке. Каждый день в Украине выявляют 400—500 новых случаев заболевания. Но почему тогда карантин ослабляют?
5 июня Кабмин снова ослабил карантин. Теперь можно сидеть в ресторанах (не только на летних площадках), посещать церкви, и людям старше 60 лет не соблюдать режим самоизоляции. Несколько областей к таким послаблениям не готовы, но это не значит, что их жители придерживаются правил.

Так было и раньше. Например, 11 мая за сутки обнаружили 416 случаев инфицирования — тогда карантин ослабили впервые. Открыли салоны красоты, летние площадки кафе, позволили гулять в парках. 22 мая, когда обнаружили 432 новых инфицированных, заработал общественный транспорт, гостиницы, позволили спортивные мероприятия для профессиональных спортсменов. Накануне 25 мая заболели за сутки 406 человек, но в этот день возобновили работу метрополитена.
Каранин в Украине ввели 12 марта 2020 года. Тогда Covid-19 обнаружили у двух человек. 3 апреля, когда за сутки обнаружили 138 человек с коронавирусом, ввели масочный режим, обязательную самоизоляцию, запретили ходить в парки, скверы, а на улицах можно было ходить максимум по двое.
Почему тогда карантинные меры ослабевают с каждым днем, если случаев инфицирования выявляют все больше, и каждый день их количество примерно одинаково, а иногда заметно больше, чем обычно? Когда принимают решение, ослаблять карантин или нет, то считают не только количество инфицированных людей в сутки. Расчеты, которыми руководствуются в нашей стране, немного сложнее. И теперь решения по каждой области должны принимать их руководители. А данные о возможности ослабления карантина публикуют ежедневно на сайте Минздрава.

Итак, чтобы определить, готова область ослаблять карантин, нужно посчитать следующее:
- Сколько обнаружили новых случаев инфицирования. Их должно быть меньше 12 на 100 тысяч населения и так в течение 7 дней.
- Сколько в инфекционных больницах (которые определены как опорные для приема пациентов с коронавирусом) занятых коек. Их должно быть меньше 50%.
- Сколько сделали тестирований. Протестированных должно быть больше 12 на 100 тысяч населения, и так в течение 7 дней.
Если все эти показатели совпадают, то считается, что врачи в конкретной области держат эпидемию под контролем. Если нет и есть локальные вспышки, то карантин надо возвращать и выяснять, что именно в противоэпидемиологических мероприятиях не было эффективным.
«У нас эпидемия под неважным, но все же под контролем. Мы увидим, что не под контролем, когда будет значительно больше случаев. Карантин вводится тогда, когда болезнь нельзя контролировать другими средствами. Здесь важно, чтобы, когда ослабляли карантин, то отслеживали динамику — неделями, а не статику за один день», — рассказывает бывший заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.

Карантин нужен был для того, чтобы подготовиться. Теперь врачи и потенциальные пациенты знают, что делать в случае заболевания, по крайней мере в большинстве случаев: «Речь шла о том, чтобы выиграть время. Чтобы успеть мобилизовать медперсонал, подготовить необходимые документы, посмотреть на исследования, касающиеся вируса... И предупредить появление огромного количества больных... Это была цель. В принципе, мы ее достигли. Добились определенного эффекта плато», — говорит врач-инфекционист Федор Лапий.
Итак, теперь, чтобы поднимать экономику и улучшать наше с вами психологическое состояние, карантин надо ослаблять. Но на самом деле люди сами уже это сделали. К примеру, в Киеве, где нет показателей, которые бы позволяли следующий этап ослабления карантина, все равно есть кафе и рестораны, где посетители сидят внутри заведения, а не на летней площадке. Мы оказались не слишком послушными и дисциплинированными. Почему? Потому что не доверяем тем, кто этот карантин устанавливают.
Это также и о президенте Владимире Зеленском, который сначала говорит, что коронавирус — серьезная болезнь, и призывает на Пасху сидеть дома. А потом в Хмельницком пьет кофе в кафе вместе с друзьями и коллегами, хотя кафе должны быть закрыты. И потом оправдывается перед журналистами, что, если что-то нарушил, готов заплатить штраф. А потом вообще говорит, что планировал заразиться коронавирусом, чтобы доказать другим его существование, но команда его от этого отговорила.
А народный депутат Николай Тищенко открывает ресторан «Велюр» для широкого круга приближенных, когда все рестораны в стране должны быть закрыты. А его жена открывает салон, хотя все салоны должны быть закрыты.
А главный санитарный врач Виктор Ляшко, который ходит на кофе с президентом и не против баллотироваться на должность городского головы Киева, признается во лжи. Говорит, что в начале карантина запретили ходить в парки и скверы не потому, что была эпидемиологическая необходимость, а чтобы люди больше боялись и более добросовестно относились к запретам.

«Коммуникационно был потерян определенный важный момент. Это должно было контролироваться правительством — когда и как ослаблять карантин. У нас получилось, что правительство ничего не делало, пока люди сами не закончили себе карантин. Правительство вдогонку его ослабило, хотя де-факто признало, что все было и так ослаблено. Вот почему возник провис в мобилизации людей. Потому что они сами принимали решение», — объясняет Павел Ковтонюк.
Если подытожить, то — правительство ослабляет карантин, потому что может. Потому что сейчас медицинская система справляется с коронавирусом. А людям нужна работа, надо добираться до этой работы, а также от нее отдыхать. Об этом говорит и исполняющий обязанности генерального директора Центра общественного здоровья Игорь Кузин: «В Минздраве была долгая дискуссия о том, как мы можем ослаблять карантин. Мы понимаем, что не сможем избежать этой инфекционной болезни и определенная часть населения переболеет. Чтобы не останавливалась экономика и продолжалась жизнь, но чтобы не допустить массового попадания больных в больницы, карантинные мероприятия в некоторых регионах могут быть либо смягчены, либо отменены вообще. Но мы должны учитывать не только готовность области, но и уровень сознания населения. Потому и появляется информация, что в некоторых регионах начала расти инфекционная заболеваемость. Они должны сделать шаг назад. Пока не изменится сознание, об отмене карантина и речи быть не может».

Но держать дистанцию, мыть руки и носить маску в местах скопления людей — этих правил никто не отменял. И ответственность за наше здоровье прежде всего на нас самих. В Центре общественного здоровья надеются, что до конца июля в Украине уже будет минимальное количество выявленных инфицированных в сутки, то есть мы заметим спад эпидемии. Карантинные меры будут ослаблены, но более строгие требования будут возвращать локально — там, где будут незначительные всплески инфицирования. А вот что дальше — спрогнозировать трудно, и стоит ожидать того, что строгий карантин может вернуться.
- Поделиться: