Пассажиры в очереди к стойке регистрации в аэропорту «Киев», 26 июня 2020 года
Фото:

Ковальчук Виктор/УНИАН

Вечером 4 июля лоукостеры Wizzair и Ryanair доставили 17 украинцев в аэропорт Афин, но на территорию их не пустили. Большинство — туристы, рассказала hromadske руководитель консульского отдела Посольства Украины в Греции Анна Тищенко, что не является основанием для въезда. Трое сообщили о деловой цели поездки, но документы не были оформлены должным образом. Что делать — разбиралось hromadske.

Кто позволяет выезжать из Украины?

Украинцы отказались подписывать согласие на депортацию. Поэтому всех поместили в полицейский участок на территории аэропорта. После вмешательства консула утром 5 июля их обеспечили едой, водой и свободой передвижения, но в пределах участка. Утром 6 июля Анне Левковской — единственной украинке, которая имела студенческие документы в Греции, позволили въехать после того, как ей сделали адвокатское и консульское ходатайство. Другие же пассажиры остаются в участке — 7 июля их должны выпустить и отправить домой ближайшими рейсами.

В подобную ситуацию попала и украинка Анна Василюк, которая 3 июля отправилась рейсом компании Wizzair из Киева в Нюрнберг: в Германии студентка столичного вуза планировала провести два месяца на летней работе в ресторане. У Анны и ее подруги, с которой она летела вместе, были разрешения на работу (Arbeitsgenehmigung), однако не специальная рабочая виза категории D, которая требовалась.

«В Украине наши разрешения посмотрели и без вопросов пропустили на рейс. А после прибытия на паспортном контроле сказали, что поскольку это работа в сервисе, а не в медицинской сфере, нас не могут пустить сейчас», — рассказывает hromadske Анна. Ее с подругой отправили домой. По словам девушки, самолет, в котором они прибыли в Нюрнберг, был заполнен лишь на 10%, назад — почти наполовину. Часть пассажиров не допустили на самолет еще в Киеве, поскольку, например, приглашение от родственников не было достаточным основанием для этого.

«За наш билет “Киев-Нюрнберг” работодатель предложил бросить нам на карточку деньги — моральное возмещение, так сказать. Платить за возврат в Киев у нас никто не требовал. Все было быстро: на паспортном контроле забрали чемоданы, полиция позвонила и назвала наши имена, нас зарегистрировали на рейс. Мы прошли таможенный и паспортный контроль в сопровождении полицейских и зашли в тот самый самолет, который уже был готов отправляться. Затем в Киеве заполнили декларацию о утерянном багаже — и все», — рассказывает Анна.

И в ее ситуации, и в случае с украинскими путешественниками в Грецию, логичный вопрос — почему люди, чьи документы не «вписываются» в разрешенные условия въезда граждан в ЕС, все же имеют возможность попасть на борт самолета? В Госпогранслужбе объяснили hromadske, что не ответственны за проверку документов граждан и не узнают, с какой целью украинцы пересекают границу.

В МИД попросили граждан внимательнее читать актуальные условия пересечения границы и отметили, что инцидент с украинцами в Греции произошел из-за «определенных ошибок в работе двух авиалиний». В посольстве Украины в Греции тоже считают, что основная ответственность действительно — на компаниях-перевозчиках. Причем отмечают: путешественников должно настораживать хотя бы то, что регулярные перевозки Международных авиалиний Украины или греческих авиалиний еще не восстановились, только компаний-лоукостеров. Но дело не только в них.

«Компания обязана проверять наличие документов: не подлинность, не правильность, а именно наличие. Перевозчик и его агенты, которые стоят на стойке регистрации, проверяют, какие документы для этой страны нужны, и если этот перечень есть, значит, пускают человека на борт. За свои документы отвечает исключительно пассажир», — говорит в комментарии hromadske эксперт по авиационному праву Андрей Гук.

Согласно международному законодательству, финансовую ответственность перед государством несет перевозчик, «потому что иногда с пассажира невозможно ничего взять: у него или средств нет, или просто это долго». Но затем перевозчик имеет право выставить требование пассажирам, хотя, как правило, авиакомпании этого не делают. Они просто не возвращают средства, которыми, например, пассажир оплатил билет. Но чтобы авиакомпания требовала штрафы — это бывает чрезвычайно редко, говорит эксперт.

Международный аэропорт «Борисполь», 4 июля 2020 года
Фото:

Колян Пастико/hromadske

Кто за все это платит?

В случае с украинцами в Греции, компании-перевозчики обязались доставить пассажиров домой ближайшими рейсами — за средства авиалиний. Анна Тищенко рассказала, что вылеты запланированы на 17:10 (Ryanair) и на 21:55 (Wizzair), если только эти рейсы состоятся из Киева. В ответе на запрос hromadske в компании Ryanair подтвердили, что ближайшим рейсом вернут в Украину 12 граждан.

Также отметили, что перед вылетом клиентов могут попросить заполнить дополнительные документы и внимательно проверять все ограничения на въезд в страны назначения. «Во время онлайн-регистрации пассажиры направляются на страницу «ограничений путешествий из-за COVID-19», где они обязаны подтвердить, что ознакомились с актуальными ограничениями до получения посадочного талона», — говорят в Ryanair.

«Перевозчиками были компании-лоукосты, которые несут полную ответственность и по международному законодательству, и по греческому, потому что не имели права впустить на борт граждан, которые не могут въехать в страну. Согласно греческому законодательству, питание и возвращение граждан происходит полностью за счет этих компаний-перевозчиков, на которые также греческой стороной будет наложен штраф — за каждого пассажира», — пояснила Анна Тищенко.

Кажется, тут процедура понятна. Сложнее тем украинцам, которые приобрели билеты, но не смогли даже попасть на самолет. Валерий и Эльвира Алябушевы планировали четвертого июля вместе с сыном лететь в туристическую поездку в Валенсию: билеты покупали еще в феврале, заплатив за них более 25 тысяч гривен. Но на самолет их не пустили, ведь согласно новым условиям туризм не считается достаточным основанием для въезда в Испанию. После закрытия границ и карантина еще весной семья пыталась связаться с компанией Ryanair, с которой должна была лететь — но тщетно.

«Авиакомпания не выходит на связь. Мы пытались звонить — ожидание на линии обошлось в 600 грн, однако никто так и не взял трубку. Нам не оставалось ничего другого, как прибыть на рейс и попытаться улететь. Компания предлагала изменить даты вылета, но по ценам дороже, чем мы покупали эти билеты», — рассказывает hromadske Эльвира Алябушева.

Эльвира Алябушева с мужем и сыном планировали 4 июля вместе лететь в туристическую поездку в Валенсию рейсом авиакомпании Ryanair, однако на самолет они так и не попали, Киев, аэропорт «Борисполь», 4 июля 2020 года
Фото:

Колян Пастико/hromadske

По словам Эльвиры и ее мужа, их и нескольких других пассажиров, которые тоже планировали лететь в качестве туристов, зарегистрировали на рейс, но затем в аэропорту утилизировали их посадочные талоны. На просьбу сотрудников аэропорта выдать им письменный документ об отказе допустить на самолет услышали, что в «Борисполе» «не уполномочены это делать».

«Мы вызвали полицию — пришел следователь, мы написали коллективное заявление и сейчас его заверим. Надеемся с этим заявлением потом обращаться в авиакомпанию и, наконец, получить какой-то ответ. Теперь планируем привлекать адвоката, чтобы он помог правильно составлять претензии к авиакомпании и пытаться все-таки от нее получить возмещение либо в виде денег, которые мы заплатили, но не получили услугу, или хотя бы ваучер с открытыми датами с возможностью полететь по этому же направлению», — говорит Эльвира.

Андрей Гук объясняет, что шансы вернуть часть средств в таком случае, когда рейс состоялся, но человека на него не пустили, действительно есть, но это будет возмещение только в пределах тарифа. Если он не предусматривает возврата денег, соответственно, его может не быть, или будет с учетом штрафа.

«Подача в суд приведет только к возврату неиспользованной части билета. Никакие компенсации выплачиваться не будут — только по условиям тарифа. Неважно, брали ли вы билеты до пандемии или недавно: это риск пассажира, и ему стоит знать, будет ли ограничен ему въезд или нет», — говорит эксперт.

Значительно больше повезло тем, чей рейс отменил перевозчик: достаточно заполнить специальную форму о возврате средств на сайте — и можно будет получить возмещение в полном объеме. Если компания, которая обязана это обеспечить, не идет на контакт, можно обращаться в суд.

Эльвиру, ее мужа и нескольких других пассажиров, которые тоже планировали лететь в качесте туристов, зарегистрировали на рейс, но потом в аэропорту утилизировали их посадочные талоны, Киев, аэропорт «Борисполь», 4 июля 2020 года
Фото:

Колян Пастико/hromadske

Как не попасть в неприятную ситуацию?

Вероятнее всего, этот вопрос актуален для вас, если вы планируете путешествие и думаете, куда же приобрести билеты, чтобы вас точно пропустили через границу. Или уже имеете билеты и не уверены, состоится ли ваш рейс и не отправят ли вас домой на паспортном контроле страны назначения.

В первом случае перед тем, как начинать планировать маршрут и заказывать билеты, откройте интерактивную карту на сайте Министерства иностранных дел и прочитайте про условия въезда для украинцев в выбранную страну или о режиме транзитного проезда. Также стоит ознакомиться с информацией на Facebook-страницах посольств соответствующих стран, где она оперативно обновляется.

Чтобы удостовериться окончательно, пустят ли вас на борт самолета, воспользуйтесь онлайн-сервисом timatic на сайте Международной ассоциации воздушного транспорта. Точный ответ вы получите после того, как заполните специальную форму.

Не лишним будет обратить внимание и на условия, прописанные на официальном сайте Европейского союза. А еще — на сайтах компаний-перевозчиков, которыми вы планируете воспользоваться.

Шансы вернуть часть средств в случае, если рейс состоялся, но человека на него не пустили, действительно есть, но это будет возмещение только в пределах тарифа
Фото:

Колян Пастико/hromadske

Во втором случае, если есть понимание, что рейс отменят, стоит этого дождаться и только тогда просить возврат полной стоимости, объясняет Андрей Гук. «Если есть понимание, что страна уже частично открыла границы и рейс все же состоится, но без вас, тогда нужно просить вернуть средства по правилам тарифа — те, которые возможно», — объясняет эксперт.

В Министерстве иностранных дел перед любым путешествием также рекомендуют:

  • связаться с авиакомпанией, туристической фирмой или тем оператором, через которого вы бронировали поездку, и уточнить актуальное состояние карантина в стране и проверьте статус вашего бронирования. Ситуация может меняться, поэтому, находитесь с оператором на постоянной связи;
  • параллельно связаться с дипучреждением Украины в стране, куда запланировано путешествие, а также с представительством этого государства в Украине. Официальные органы смогут предоставить полную и актуальную информацию относительно действующих ограничений;
  • тщательно изучить условия страхового полиса: убедиться, что он покрывает расходы, которые могут возникнуть в случае чрезвычайной ситуации, в частности инфицирования коронавирусом;
  • подготовить дополнительные средства на случай чрезвычайной ситуации: отмены обратных рейсов и необходимости приобрести новые билеты, вынужденного пребывания в стране более запланированных сроков и тому подобное. Также рекомендуют взять различные платежные средства: карточки, наличные и тому подобное;
  • взять с запасом необходимые медицинские препараты на случай вынужденной задержки за рубежом;
  • проверить состояние здоровья перед поездкой.

Независимые благодаря вам

Мы работаем независимо от политиков и олигархов. Наша журналистика существует благодаря вам. Вы можете поддержать нас, а мы можем продолжить рассказывать, что на самом деле происходит.

Поделиться: