Разделенные Штаты Америки. Как обещания Трампа и Байдена поляризуют американское общество

«За несколько дней до одних из важнейших выборов в истории Америки мы оказались словно в аду. Теперь есть две стороны, а между ними — никакой уверенности», — пишет Джин Уайнгартен в своей недавней колонке в The Washington Post.
Большинство его материалов на страницах издания юмористические, но теперь, накануне президентских выборов, американцам не до смеха. Тезис о поляризации страны на фоне коронавирусного кризиса, вспышки протестов Black Lives Matter, экологических и экономических проблем как никогда актуален.
Самые болезненные вопросы неизбежно стали предметом предвыборных споров кандидатов. И Дональд Трамп, и Джо Байден убеждали, что имеют собственные идеи, как с этим справиться — и решительно их отстаивали в предвыборной агитации и на дебатах. Правда, нередко все сводилось к взаимным обвинениям и отнюдь не конкретным предложениям.
Мы проанализировали позиции обоих кандидатов по ключевым вопросам и рассказываем, что ждет Америку в случае победы одного из них.
Права человека: «закон и порядок» Трампа и компромиссы от Байдена
Вопрос о равенстве и защите прав темнокожих особенно сильно влияет на политическую погоду в США накануне выборов. Протесты Black Lives Matter вспыхнули в Америке еще в конце мая — после смерти афроамериканца Джорджа Флойда при задержании его правоохранителями. И хотя они уже не такие массовые, как были, однако время от времени все еще вспыхивают в разных штатах.
Позиция Дональда Трампа изначально была жесткой: он объявил себя «президентом закона и порядка» и выступал за решительное подавление протестов. Правда, когда они вышли из-под контроля и проходили неподалеку от Вашингтона, Трамп с семьей на всякий случай спрятался в бункере.

Трамп неоднократно называл протесты насильственными, угрожал привлечь к разгону Национальную гвардию и обвинял во всем мэров городов, где происходили самые громкие акции — причем исключительно демократов. Хотя это не совсем так — около 90% всех акций были мирными.
Кое в чем Трамп, правда, все-таки пошел на уступки: в самом начале протестов он подписал указ, ограничивающий использование при задержании удушающих приемов (именно это повлекло смерть Флойда) и создающий базу данных полицейских, которые так поступили. А вот уменьшать финансирование полиции он категорически не хочет. В этом, как ни странно, с ним согласен и Джо Байден.
В то же время демократ заявляет, что своими обещаниями «навести порядок» Трамп лишь раздувает вражду в стране, чтобы активизировать своего избирателя. Кстати, поведение Байдена с начала протестов было показательно противоположным — он встречался с лидерами BLM, общался с ними, призвал мирно урегулировать ситуацию и не прибегать к насилию. Трампа демократ на последних президентских дебатах назвал «самым большим расистом из всех президентов», на что тот в своем духе отреагировал: «Да я вообще самый маленький расист в этом помещении».
В случае победы на выборах Байден пообещал заняться искоренением расизма в США. У него есть план, направленный на достижение экономического равенства, поддержку малого бизнеса, которым владеют темнокожие, доступное жилье и скидки на приобретение первой недвижимости для темнокожих, а также равенство для доступа к образованию и обеспечение справедливой системы правосудия.
У Трампа идеи скромнее, хотя тоже упоминается поддержка бизнеса и увеличение финансирования медицинских учреждений, обслуживающих преимущественно темнокожих американцев.
Летом 2019-го Трампа обвинили в расизме представительницы американского Конгресса от Демократической партии Александрия Оказио-Кортес, Аянна Прессли, Рашида Тлаиб и Ильхан Омар. Почему досталось именно им — здесь есть целый набор факторов: они из партии-соперника, темнокожие и женщины. Хотя Трамп не раз хвастался, что «никто не уважает женщин настолько, как он», президента часто упрекали в мизогинных взглядах.

Женщины в США ежегодно выходят на марши за свои права и против Трампа, а кроме того — на акции за право на аборт, которого в нескольких штатах их лишили. Сейчас же может развернуться новый виток скандала: 26 октября Сенат США утвердил кандидатуру Эми Кони Баррет, предложенную Трампом, судьей Верховного суда. На предвыборном выступлении 15 октября Трамп откровенно отмечал: Баррет, будучи противницей абортов, может способствовать тому, что Верховный суд теперь пересмотрит дело «Роу против Уэйда», которое гарантировало женщинам право на аборт на федеральном уровне.
Среди других наиболее спорных вопросов, связанных с правами человека — миграция в США. Помните, в 2016-м Трамп обещал построить стену на границе с Мексикой, чтобы новоприбывшие не «воровали у американцев рабочие места»? Тогда Трамп даже требовал у Конгресса средства на нее и объявлял «шатдаун». Если Трамп выиграет, очевидно, что его жесткая миграционная политика продолжится. Это не очень хорошие новости: сразу же вспоминаются неприятные истории, например отделение детей от родителей, которые незаконно пересекли границу США.
Байден же считает, что мигранты американском рынке труда не помешают. И в первые сто дней на посту планирует приостановить депортацию на мексиканской границе. Уже построенные участки стены на границе сносить он не будет, однако военных у них обещает заменить на таможенников.

Изменения климата: бизнес от Трампа и «зеленая» энергия Байдена
Климатические изменения — еще одна тема, где позиции кандидатов кардинально различаются.
Трамп, по инициативе которого США выходят из Парижского климатического соглашения, — едва ли не самый известный в мире скептик в отношении глобального потепления. Он отказался почти от всех законодательных актов об изменении климата и природоохранных инициатив времен Барака Обамы.
Например, в США больше не нужно учитывать уровень моря для реализации федеральных инфраструктурных объектов или следовать плану управления национальными парками. Также страна больше не платит взносы в «Зеленый климатический фонд» ООН. А еще Трамп объявил, что планирует добывать нефть на территории Национального антарктического заповедника.
Даже прибыв на место самых мощных за последние годы калифорнийских пожаров, которые уже уничтожили более 1,5 миллиона га лесов, в сентябре 2020-го он открещивался от доказательств того, что именно изменения климата приводят к увеличению числа и интенсивности таких пожаров. Мол, все это от большого количества сухостоя, который недостаточно контролируют и который легко воспламеняется. И это вопреки тому, что сам губернатор штата Калифорния отмечал: причина, в том числе и в росте температуры воздуха.
Байден непрестанно критикует Трампа за его реакцию на лесные пожары и непризнание изменений климата. На дебатах демократ назвал одним из своих первых шагов возвращение США в Парижское соглашение по климату.
В соглашении прописаны обязательства стран уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, чтобы сдержать рост глобальной температуры в пределах 1,5-2 градусов Цельсия к концу столетия. Поддержка соглашения Соединенными Штатами сильно влияет на борьбу с изменением климата.
Интересно, что США официально выйдут из Парижского соглашения 4 ноября — на следующий день после президентских выборов. Но поскольку президент вступает в должность лишь через два месяца после избрания, вероятная победа Байдена не помешает планам Трампа из выйти из соглашения.

В первые сто дней своего президентства Байден обещает созвать глобальный климатический саммит, чтобы убедить мировых лидеров установить более амбициозные и одновременно реальные цели по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. На последних дебатах он заявил, что вообще хочет отойти от нефтяной промышленности в США и даже знает, как. И на все это, по его словам, уйдет не более 15 лет:
«Мы сможем производить энергию из возобновляемых источников дешевле, чем из ископаемых видов топлива. Никто не будет строить в Америке электростанции на угле или на нефти. Мы должны принять меры, чтобы автопарки федеральных ведомств использовали электромобили и были созданы 500 тысяч станций для подзарядки электромобилей».
Для Трампа это звучало бы как нонсенс. Буквально через четыре дня после получения президентских полномочий в январе 2017-го Трамп дал зеленый свет достройке нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access, которые, в частности по экологическим соображениям, приостановили во времена Обамы.
Также в начале своего срока Трамп снизил нормативные барьеры для разработки нефти, природного газа и угля. Это дало свои плоды: при Трампе США существенно увеличили экспорт нефти и газа и даже стали крупнейшим производителем нефти в мире, обойдя Саудовскую Аравию и Россию.
Идея возобновляемой энергии Трампу вообще не близка. В то время как в условиях коронакризиса он пытался всячески поддержать нефтегазовую отрасль, на импортные солнечные модули установил новые тарифы, что сильно ударило по рынку.
А вот Байден обещает требовать у Конгресса США принятия закона, который будет обеспечивать достижение нулевых выбросов к 2050 году. Согласно ему, государственным компаниям придется обязательно предоставлять информацию о климатических рисках своей деятельности, а страховые расходы для тех, кто инвестирует в противодействие глобальному потеплению, снизят.

Экономика: «чудо» Трампа и «социализм» Байдена
Ключевым успехом Трампа в предвыборной кампании 2020 года должно стать «экономическое чудо» — значительный рост экономики. О нем действующий американский президент говорит постоянно. Его он отчасти положил в основу внешней политики администрации. Но вмешался коронавирус, который «съел» большинство экономических успехов Трампа.
Трамп — выходец из крупного бизнеса. Поэтому, придя к власти, он поступил так, как выгодно крупному бизнесу: сократил выплачиваемые тем налоги. Под сокращение попал ряд и других налоговых взысканий. Еще один пазл «экономического чуда» Трампа — это ставка на протекционизм (т.е. защита национального производителя и увеличение тарифов на импорт) и торговые войны — прежде всего с Китаем.
Как политика Трампа повлияла на экономику внутри США? До коронавирусного кризиса производство, биржевые индексы, средние зарплаты росли, безработица упала до рекордных уровней, а доходы бюджета существенно выросли. Дает ли это основания говорить об «экономическом буме»? Бесспорно. Заслуга ли это Трампа? А вот это не так очевидно.
Расти экономика США начала еще с 2009 года при Бараке Обаме. Та же ситуация и с большинством других экономических индикаторов: при Обаме безработица падала в среднем на 2,1% ежегодно, а при Трампе — на 1,3%; при Обаме зарплаты росли в среднем на 32 цента в год, а при Трампе — на 28; та же ситуация — с фондовыми индексами. Большинство экономических успехов нынешнего президента достались ему от предшественника; он их только закрепил. И это — данные из материала благосклонного к Трампу канала Fox News.

А как насчет поддержки американского производителя? Смогли ли повышенные тарифы и торговые войны с Китаем улучшить торговлю США с миром? Вряд ли. Американские компании переносили производство из неблагонадежного Китая не в американские города, а во Вьетнам и на Филиппины — они не под санкциями, и рабочая сила там дешевле. А после ограничения трудовой иммиграции — нанимать решили не американцев, а работников из Канады, Индии или Великобритании. При Трампе дефицит в торговле по сравнению с временами предшественника, не слишком изменился, а в августе 2020-го достиг рекордного за последние 14 лет значения.
Сейчас экономика США в кризисе. Но ее рост — рано или поздно — восстановится. И Трамп свою политику протекционизма и слабого налогового регулирования менять не намерен.
Что же взамен предлагает Джо Байден? Вернуть налоги для крупных компаний и на большие доходы (превышающие $400 тыс. в год); свернуть протекционистскую политику Трампа; и очень много вкладывать в «зеленую» экономику — то, что нынешний президент не упоминает вообще.
Как подсчитал Центр налоговой политики, налоговые инициативы Байдена принесут американской экономике дополнительные $4 трлн в течение 2021-2030 годов, а более 75% налогов будет платить 1% самого богатого населения США. Обратная сторона медали — снижение доходов американцев низшего и среднего классов в среднем на 0,2-0,4%. Потому что когда бизнес платит больше налогов, у него остается меньше денег на зарплаты.
А что касается торговли, Байден предлагает бороться с Китаем не тарифами, а формированием коалиции с традиционными союзниками. При этом перед созданием такой коалиции он обещает учитывать прежде всего интересы американцев и способствовать инвестициям в США.
Звучит слишком размыто? Бесспорно. Но, в конце концов, Байден и во времена своего вице-президентства не занимался экономическими вопросами — поэтому и обсуждать можно только его намерения, а не конкретные результаты в должности.

Международные отношения: «хаос» Трампа и «порядок» Байдена
Не будет преувеличением сказать, что Дональд Трамп своим появлением потряс систему международных отношений. Он не боялся прибегать к далеким от дипломатичности заявлениям, портить отношения с традиционными союзниками и заигрывать со стратегическими соперниками (например с Северной Кореей), и пытался все решать заключением сделок. Бизнесмен Трамп и на президентской должности не отказался от бизнес-подхода даже в вопросах международной политики.
К примеру, как добиться увеличения расходов на оборону от союзников по НАТО? Путем длительных переговоров и кулуарных разговоров? Да нет, можно просто надавить на них публично, пугая сокращением военной поддержки. И, как ни странно, этот подход — простое повышение ставок — работает! Пусть и на политическом уровне отношения США и их европейских союзников крайне остыли.
А что делать с ядерной программой Северной Кореи? Давить на нее и дальше санкциями и международной изоляцией как предшественники? Конечно, нет — надо договариваться, утверждает доктрина Трампа.
В начале даже был прогресс: Пхеньян пообещал заморозить свою программу, Трамп и Ким Чен Ын вроде бы установили контакт. Но позже КНДР сама начала повышать ставки — а США оказалось нечем их крыть. И теперь обозреватели внимательно наблюдают за новым оружием Пхеньяна, на разработку которого не влияют ни санкции, ни Трамп.

Та же ситуация — с Ираном. Желая прекратить его ядерную программу, США вышли из иранской ядерной сделки — единственной на сегодня, которая эту программу ограничивает. И возобновили санкции против Тегерана, а теперь еще и ввели новые — против продавцов оружия Ирану. При этом Трамп обещает, что в случае переизбрания заключит с Тегераном соглашение за считанные дни.
Для международных отношений эра Трампа — это эра все большей закрытости США от внешнего мира, выхода из международных организаций и соглашений (ВОЗ и Парижское климатическое соглашение как пример) и ведение политики через Twitter. Это — эра хаоса, где предусматривать что-то или планировать на длительный срок просто не имеет смысла. Когда «бешеный» Ким Чен Ын может стать «другом», а «дружественный» Китай — рассадником «ковидной чумы».
Трамп отказался от роли США как глобального лидера. А вот Джо Байден хочет ее вернуть.
Собственно, декларируемая Байденом внешняя политика принципиально почти ни в чем не совпадает с трамповской. Демократ обещает улучшить отношения с союзниками США по ЕС и НАТО, вернуться в ВОЗ и Парижское климатическое соглашение, восстановить идею трансатлантического партнерства, заброшенную Трампом еще в начале каденции.
В последнем своем интервью кандидат от Демократической партии назвал Россию «самой большой угрозой для Америки прямо сейчас, если говорить о разрушении нашей безопасности и союзов», а вот Китай — крупнейшим конкурентом США.
Именно политика в отношении КНР (и, возможно, сокращение военного присутствия за рубежом) как раз является не единственным вопросом, в котором позиции демократов и республиканцев совпадают.
92% опрошенных изданием Foreign Policy экспертов говорят: мир будет больше желать иметь дело с США в случае победы Байдена. Они отдали ему предпочтение как более эффективному деятелю во внешней политике США. Президентство Байдена может стать эрой «порядка», возвращением к временам Обамы, когда действия Вашингтона были ближе к привычным представлениям о дипломатии и международных отношениях.
- Поделиться: