«Россияне давали понять, что хотят обменять Венесуэлу на Украину», — о чем рассказала в Конгрессе дипломат Фиона Хилл

Весной 2019 года Россия направила сотни «оперативников» в Венесуэлу для поддержки режима Николаса Мадуро, на отставке которого настаивали американцы. Параллельно россияне дали понять США, что готовы прекратить поддержку — в обмен на Украину.
«Они (россияне — ред.) сигнализировали: вы требуете, чтобы мы убрались с вашего „заднего двора“ (Венесуэлы — ред.). Хорошо. У нас есть собственный взгляд на эту ситуацию. Вы сейчас на нашем „заднем дворе“, в Украине. Они доводили эту информацию по неформальным каналам. Через прессу и различных комментаторов», — рассказала Фиона Хилл Конгрессу США.
В прошлом разведчица, а потом дипломат, она два последних года работала старшим директором Совета национальной безопасности США по делам Евразии и России. 21 ноября Хилл публично свидетельствовала в Конгрессе в рамках расследования об импичменте президента Дональда Трампа. А 14 октября дипломат выступала на закрытом заседании Конгресса. Стенограмму выступления опубликовали на сайте комитета по вопросам разведки.
Хилл опровергает конспирологические теории о том, что Украина в 2016-м вмешивалась в выборы президента Америки, защищает бывшего посла США в Украине Мари Йованович. Кроме того, Хилл рассказала, почему весной этого года она педалировала встречу Владимира Зеленского и Владимира Путина, и наоборот — настаивала, чтобы встреча Зеленского и Трампа состоялась после парламентских выборов в Украине. Подробности рассказывает hromadske.
«Мета-альтернативный нарратив»
Высказывания Трампа и его адвоката Руди Джулиани об Украине Фиона Хилл называет «мета-альтернативным нарративом». Во время выступления в Конгрессе она подчеркнула, что считает конспирологией утверждение Трампа о том, что в 2016-м именно Украина, а не Россия, вмешивалась в выборы президента США. После чего подвела черту: «Украинская власть не делала этого, так же как и украинские спецслужбы».
Конгрессмены также расспрашивали ее о роли бывшего депутата Рады Сергея Лещенко в публикации «черной бухгалтерии» «Партии регионов». Среди прочего, там говорилось о выплатах политтехнологу Полу Манафорту, который в то время работал на Януковича. В 2016-м Манафорт короткое время возглавлял предвыборный штаб Трампа, но впоследствии его уволили, а затем — задержали правоохранители. В марте 2019 года суд признал его виновным в заговоре против своей страны, отмывании денег и неуплате налогов. Манафорта приговорили к 7,5 годам тюрьмы.
В ответ на вопрос о том, не считает Хилл сам факт публикации «черной бухгалтерии» вмешательством в американские выборы, она напомнила, что в 2019 году украинцы (Юрий Луценко и Виктор Шокин — ред.) обвинили в коррупции Мари Йованович, однако, в отличие от Манафорта, против нее в США не выдвинули ни одного уголовного обвинения, потому что эта информация была ложной. А вот Манафорт получил обвинительный приговор суда.
Тень Коломойского
Фиона Хилл говорит, что после инаугурации украинского президента в июне 2019 года они вместе с советником по нацбезопасности Джоном Болтоном не педалировали встречу Зеленского с Трампом. Хилл считала, что это должно было произойти только после выборов в Верховную Раду и формирования правительства.
«Вопрос, который тогда возникал: будет ли он (Зеленский — ред.) способен действовать независимо», — сказала Хилл. Игоря Коломойского она описала конгрессменам как человека, который подозревается в присвоении средств американских налогоплательщиков из банка, который потом национализировали (ПриватБанк — ред).

По указанию Трампа
Приветственное письмо, который Зеленский получил от Трампа 29 мая, готовил Алекс Виндман — подчиненный Хилл. Но предложение, в котором Трамп пригласил украинского коллегу в Белый дом, не указывая дату, по свидетельству Хилл, в финальный текст добавил глава администрации Трампа Мик Мулвани.
Фиона Хилл пояснила, что поняла: существует «параллельный канал» коммуникации с Украиной, о котором не знали сотрудники ни Совета нацбезопасности, ни Госдепа. Ранее временный поверенный США в Украине Уильям Тейлор рассказал Конгрессу, что в этот канал, кроме Гордона Сондленда, входили министр энергетики США Рик Перри и спецпредставитель США по Донбассу Курт Волкер. Их работу координировал адвокат Трампа Руди Джулиани. Вместе они добивались чтобы Владимир Зеленский публично объявил, что Украина будет расследовать дело Байденов и так называемое вмешательство в выборы США в 2016 году.
Сондленд, который сделал щедрый вклад в избирательную кампанию Трампа, решил, что он «посол США во всех странах в Европе, но также ответственный и за Украину». У Хилл с Сондлендом даже были ссоры, а на вопрос Хилл: «Кто вас назначил ответственным за Украину?», — он отвечал: «Президент».
У Хилл было множество замечаний к Сонленду — он раздавал номер ее мобильного телефона иностранным политикам, которые приезжали в Белый дом. Но главное — он пользовался незащищенной связью. Больше всего Хилл боялась, что таким образом его коммуникации могут перехватить иностранные агенты, и в частности, российские спецслужбы.
Сам Сондленд во время слушаний в Конгрессе сказал, что не считал информацию, которую он обсуждал с президентом США по открытой связи, секретной или такой, которая будет иметь ценность для спецслужб других государств.
Встреча, что так и не состоялась
Весной и в начале лета Хилл несколько раз встречалась с представителями России и обсуждала вопрос решения конфликта на Донбассе. Сначала между избирательными турами в Украине она приезжала в Москву. Затем, уже после избрания Зеленского президентом, на трехсторонней встрече в Иерусалиме, Хилл призвала россиян «выбрать другой подход, посмотреть на ситуацию свежим взглядом». Она объясняла, что россияне создают «длительную вражду с дружественной страной, людьми близкими им, с которыми их связывает столетняя история, поэтому не надо быть столь жесткими с украинцами».
По мнению Хилл, россияне выжидали, чтобы получить так много карт на столе, насколько это возможно. Это касалось и окончания украинских выборов, и удержания украинских моряков, в отношении которого «США оказывали давление, требуя освобождения». По ее мнению, интересы России касались вещей, которые «уже были понятны»: чтобы Луганск и Донецк имели право вето относительно возможности Украины стать в будущем членом НАТО и ЕС.
США настаивали, что Путин может начать строить другие отношения с новым президентом Украины Зеленским:
«До сих пор россияне настаивали, что Украиной руководят фашисты, тогда как Зеленский — русскоязычный еврей, которого нельзя назвать ни фашистом, ни человеком, враждебным русскоязычным. И россияне не могли с этим поспорить. Но главным было то, что это и было лучшее время для пересмотра отношений».
В итоге Зеленский не встретился с Путиным с глазу на глаз. Впервые это может произойти 9 декабря на встрече лидеров стран-участниц Нормандского формата в Париже.
Также Хилл отметила, что поддержала идею Трампа, чтобы Зеленский говорил с Путиным напярмую. По ее мнению, такие переговоры гораздо успешнее, потому что есть предел того, что могут сделать международные переговорщики, и часто их главная задача — заставить лидеров конфликтующих стран, договариваться самих.

Угроза для «Нафтогаза»
Фиона Хилл обратила внимание на еще одну «операцию», которую в Украине пытались реализовать Игорь Фруман и Лев Парнас — так называемые поверенные Руди Джулиани в Украине. По показаниям дипломата, в конце мая этого года к ней обратился Амос Хохстейн, бывший посланник США по вопросам энергетики, который входит в состав наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины». По словам Хилл, Хохстейн отметил, что несколько украинских чиновников жаловались ему на давление со стороны Джулиани и его доверенных лиц. Он также упомянул фамилии Фрумана и Парнаса. Давление оказывалось по вопросу изменения наблюдательного совета «Нафтогаза».
Осторожный Госдеп
Хилл рассказала, что уверена — во время расследования спецпрокурора Роберта Мюллера о российском вмешательстве в американские выборы 2016 года Украина «позволила уйти Килимнику» — человеку Манафорта в Киеве, которого многие считают российским агентом.
Вспомнило она и то, что Петр Порошенко хотел встретиться с Дональдом Трампом накануне выборов, чтобы использовать это в своей кампании. Но американцы боялись, что Петр Порошенко решит сфальсифицировать выборы. Однако они прошли максимально честно.
По показаниям Хилл, американские дипломаты были крайне осторожны, в частности опасались, что Россия может перехватить любую коммуникацию. Хилл вспоминала, как Госдеп в 2014-м уже обжегся на разговоре заместителя госсекретаря Виктории Нуланд и экс-посла Джефри Пайетта. Тогда дипломаты обсуждали между собой, насколько удачной является идея: Арсений Яценюк — глава нового украинского правительства. Впоследствии россияне опубликовали разговор как доказательство якобы прямого контроля американцев над украинской оппозицией.
- Поделиться: