Семь реформ Кабмина Гройсмана, которые должно продолжить новое правительство

Три года и четыре с половиной месяца правительство Гройсмана реформировало страну. Где-то успешно и напоказ, где-то изменения были не слишком очевидны, а иногда до реформ руки вообще не доходили.
Были болезненные и неприятные решения вроде сокращения программы субсидий, были откровенно популистские, когда премьер-министр устраивал разборки из-за высоких зарплат у руководителей «Нафтогаза» и «Укрпочты».
Громадское напоминает об основных реформах прошлого правительства Украины, которые смогли ощутить на себе украинцы.
Образование
Главное достижение Министерства образования за три года — принятие закона «Об образовании» в сентябре 2017 года. Наибольший резонанс вызвала «языковая статья», которую пришлось защищать аж на уровне Совета Европы.
Принятый закон ввел в Украине 12-летнее образование с разделением на начальную, среднюю и старшую профильные школы. Для запуска последних двух звеньев требуется принятие законов, а вот в Новую украинскую школу (начальную — ред.) уже второй год подряд идут по всей Украине.
Первоклашкам перестали преподавать предметы. Сейчас процесс обучения строится по принципу целостного познания мира, а уроки различных дисциплин интегрированы между собой. Для первых классов отдельно приобрели оборудование — на покупку парт, игровых и учебных элементов правительство выделило более 1 млрд грн ($39,8 млн). Учителя, которые принимали первоклашек в рамках Новой украинской школы, прошли организованные Министерством образования тренинги.
Министерство начало вводить инклюзию в школах, разработало проект изменений относительно профессионального образования. Не забыли и о научных работниках — в октябре прошлого года создали Национальный фонд исследований, который будет поддерживать грантами научные исследования и разработки.
Владимир Бахрушин, главный эксперт по образованию Реанимационного пакета реформ:
«Ключевое изменение — принятие законов для остановки деградации, а также для развития современного и конкурентоспособного образования в Украине. Начали создавать системы обеспечения качества образования, обновлять материально-технические базы учебных заведений. Идет согласование национального законодательства с документами Евросоюза и Европейского высшего образования».
Здравоохранение
Главным локомотивом изменений в системе здравоохранения стала нынешняя руководительница министерства Ульяна Супрун. Она пришла на частично расчищенную ее предшественником Александром Квиташвили территорию и продолжила менять систему. Была продолжена и расширена программа медицинских закупок через международные организации.
Летом 2018 года стартовала главная медицинская реформа — первичного звена медицины. Центры первичной медико-санитарной помощи получили возможность заключать декларации с пациентами и получать за каждого финансирование от Национальной службы здоровья. Впервые многие украинцы увидели своего семейного врача, впервые к государственной реформе присоединились частные медучреждения и врачи.
На очереди введение принципа «деньги ходят за пациентом» на вторичке, то есть в стационарных больницах и поликлиниках. Он значительно сложнее, поэтому в Минздраве решили для начала пилотировать его в Полтавской области. Со следующего года реформа вторички будет обязательной для всех учреждений, кроме четырех центральных, среди которых Институт рака и «Феофания». Правительство так и не смогло принять решение об их автономизации, которая обязательна для вхождения в реформу.
В Минздраве также готовятся к передаче международных закупок национальной закупочной организации, реформируют систему крови, ввели и совершенствуют программу «Доступные лекарства». Это частичная или полная компенсация стоимости лекарств для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, диабетом II типа.
Децентрализация
За три года количество общин в Украине возросло с 366 до 936. Сейчас в объединенных общинах проживает более 10 миллионов человек, а сами они занимают 40% площади страны.
Финансовая децентрализация за три года удвоила собственные доходы объединенных общин — в текущем году они по прогнозу должны составить 267 млрд грн ($10,6 млрд) против 148 млрд грн ($5,9 млрд) в 2016 году. Кроме того, правительство щедро финансирует регионы за счет государственного бюджета, выделив через государственный фонд регионального развития и субвенции почти 21 млрд грн ($837 млн). Это втрое больше, чем в 2016 году.
Был принят закон, который разблокирует процесс объединения общин вокруг городов областного значения. Таких сейчас уже несколько десятков.
Юрий Ганущак, директор Института развития территорий:
«Реформа началась еще когда Гройсман был в правительстве Яценюка, а в правительстве непосредственно Гройсмана это пошло быстрее. Прорывных вещей не было, но развертывание реформы было серьезное. Она вышла на уровень, когда можно говорить об успешности и о точке невозврата.
К большому сожалению, не удалось начать реформу субрегионального уровня (укрупнение районов — ред.). И еще большее сожаление — это изменения в Конституцию. Но это больше о работоспособности самого парламента. В Конституции есть два слова, которые не дают дальше работать. Первое — нет слова „общество“. А второе очень трудное слово — это „добровольность“ (сейчас объединение общин возможно только на добровольной основе — ред.). Я лично не знаю, как пройти эту позицию. Мы также споткнемся на префектах (наблюдает за законностью и конституционностью решений местной власти — ред.), без которых не сможем преодолеть местный феодализм в Украине».
Реформа правоохранительных органов
Один из лозунгов революции достоинства — «Милиция с народом» — вполне мог стать реальностью. Министр не из системы, прогрессивные заместительницы, у которых был опыт реформирования правоохранительной системы в Грузии, яркая презентация новой патрульной полиции в 2015 году. Но уже через год-два медиа пестрели историями про копов, которые увольняются из-за сложных условий работы и низкой зарплаты. Так было с переаттестацией бывших милиционеров. К процессу привлекли представителей общественности, однако большинство рекомендованных к увольнению полицейских после этого через суды возобновились в должностях. Национальная полиция не обжаловала 400 восстановлений непереатестованих полицейских на должностях через суд. Почему? В полиции не объясняют.
Главная претензия общественных активистов к МВД и его руководителю — нерасследованные уголовные дела. Среди таких убийство Екатерины Гандзюк, Павла Шеремета, убийство полицейскими 5-летнего Кирилла Тлявова, нападения на активистов.
Лучше было с услугами, которые предоставляло МВД. При Авакове открыли сеть сервисных центров, упростили бюрократические процедуры. Например, справку об отсутствии судимости уже два года как можно получить онлайн.
Евгений Крапивин, координатор Экспертного Центра по правам человека:
«Вся ответственность за реформы лежит исключительно на министре внутренних дел. Ведь он отвечает за государственную политику в этой сфере и, вопреки европейской концепции разделения на МВД и Нацполицию, центральные органы исполнительной власти, которая закладывалась в закон, у него также есть полномочия по назначению заместителей главы Нацполиции и руководителей главков в областях. То есть ключевое кадровое влияние. Правительство выполняло все, что от него просили (утверждение концепций, смет для органов МВД в бюджете и т.д.), одновременно в МВД, не имея адекватных планов реформы, постоянно принимали спорадические решения, на которые никоим образом Кабинет Министров повлиять не мог».
Пенсионная реформа
Пенсионная реформа — это то, что пока так и не смогло реализовать ни одно правительство. Максимум — только полумеры, которые решают один из аспектов, но не проблему в целом. А она серьезная — пенсионеров уже больше, чем работающих. В результате в Пенсионном фонде образовалась огромная дыра — почти 170 млрд грн ($6,7 млрд). Государство ежегодно вынуждено забирать деньги из оборонки, образования, здравоохранения и отдавать их на выплаты пенсионерам.
В начале октября 2017 года народные депутаты 288 голосами «за» приняли правительственный законопроект о повышении пенсий. В нем заложили формулу пересчета, благодаря которой 9 миллионов пенсионеров получили прибавку к пенсиям. Также народные депутаты отменили спецпенсии для судей, прокуроров, депутатов и других «привилегированных» категорий.
Этим же законом вводилось так называемое «скрытое» повышение пенсионного возраста. В 2027 году, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, нужно будет иметь 35 и более лет трудового стажа. Если человек не дотянул до этого показателя, но работал более 25 лет, на пенсию можно будет выйти в 63 года. Если нет и 25 лет стажа — пенсионное удостоверение придется получать в 65 лет.
Правительство также пообещало работать над внедрением общеобязательных персональных накопительных счетов. Однако до сих пор дальше заявлений дело не пошло.

Тарас Козак, эксперт Реанимационного пакета реформ по реформе пенсионной системы:
«Правительство вместо того, чтобы ввести полноценную накопительную пенсионную систему в дополнение к солидарной, сделало только косметический ремонт солидарной системы. То есть оно отменило только сверхвысокие пенсии, всем ровно. Размер пенсии зависит только от того, сколько ты платил взносов в пенсионный фонд и тогда по определенной формуле определяется пенсия, независимо от того, кем ты работал. Это положительная вещь.
Но правительство обещало нам, что этой реформы будет достаточно для того, чтобы закрыть дыру в пенсионном фонде. Хотя мы много раз просили, чтобы нам показали расчеты, но их нам никто не дал. Ну и в конце концов наши подозрения оправдались — дыра в пенсионном фонде только растет, становится все больше. Этой квазиреформы мало, она не решает проблему кардинально».
Монетизация субсидий
Лучше не «прикручивать», а сразу учиться экономить. Так решили в правительстве и таки довели до конца реформу системы субсидий. В конце 2018 года Министерство социальной политики представило, а правительство утвердило постановление о предоставлении жилищных субсидий гражданам в денежной форме. Деньги, сэкономленные на отоплении, на руки должны были выдать только в конце отопительного сезона. К тому же они хранились на счете субсидианта и ежемесячно списывались на сумму потребленных коммунальных услуг. Система заработала с 1 января 2019 года, а десять дней спустя президент Петр Порошенко собрал на Банковой ситуативное совещание, на котором поставил вопрос ребром: реальная монетизация должна заработать с февраля, а в марте или вместе с пенсией, или на отдельный счет должна прийти в денежной форме начисленная субсидия.
В результате те, кто подал заявки на субсидию в 2019 году, получали ее по системе, принятой в декабре, остальные — «живые деньги». За три месяца правительство выплатило почти 6 млрд грн ($239 млн) 3,4 миллионам домохозяйств.
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети «ОПОРА»:
«Несколько лет назад наше государство де-юре определилось, что движется в направлении построения энергетических рынков — украинцы должны сами выбирать поставщика газа, электричества, а когда-то — и тепла. Также в прошлое должны кануть неэффективные ЖЭКи, а вместо них должны появиться профессиональные управляющие. Конкуренцию отечественным структурам Фирташа-Ахметова-Григоришина-Вилкула должны были стать международные компании. Однако, иностранные инвестиции не спешат. И причина не только в регулируемых ценах на энергоносители. Не зря международные партнеры, в частности, Международный валютный фонд, ставит для нашего государства обязательным условием монетизацию жилищных субсидий — когда социальную помощь будет получать конкретный потребитель в денежной форме, который далее самостоятельно будет оплачивать счета. Ведь сложно представить, как международный поставщик газа или электричества будет вынужден ежемесячно (!) заполнять реестры начислений за коммунальные услуги, передавать их в различные структуры, а затем ожидать от них оплаты».
Инфраструктура
Приход крупнейшего low-cost авиаперевозчика Ryanair, планы WizzAir открыть свою дочернюю компанию в Украине и расширить авиапарк до 20 самолетов, открытие автобусных маршрутов немецкой Flixbus — международные игроки понемногу заходят в Украину.
На параллельных путях открывает международные маршруты «Укрзализныця», понемногу обновляет парк локомотивов и наконец сдает в аренду грузовые вагоны через систему Prozorro. А еще «Укравтодор» отчитывается о тысячах отремонтированных путей как государственного значения, так и в регионах. Деньги на это есть — совокупное финансирование Дорожного фонда в этом году составляет 55 млрд грн ($2 млрд). Правда, не обходится без скандалов вроде допороговых соглашений на ремонт дороги кусками по 40 метров. Причастный к этой схеме чиновник сначала получил выговор, а потом пошел на повышение и возглавил отдел в «Укравтодоре».

Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий:
«Я бы в первую очередь выделил дорожное хозяйство, поскольку правительству и Министерству инфраструктуры удалось создать, во-первых, источник финансирования через механизм государственного дорожного фонда. Во-вторых, принять четкий план, где есть график выполнения работ, строительства дорог на четких участках. И у общественности, и у власти есть возможность контролировать выполнение этого плана. Плюс эффективно заработала децентрализация в части ремонта дорог.
В „Укрзализныце“ ситуация менее успешная, поскольку, с одной стороны, мы видим, что были успехи с корпоратизацией компании, а с другой — правительство так и не определилось, чем является „Укрзализныця“ — это государственная администрация или компания. Кроме того, общая управляемость системы из-за изменения подчинения от Мининфраструктуры — Минэкономики в целом пострадала и здесь тоже нужно наводить определенный порядок.
Проблемным был вопрос „Укртрансбезопасности“, которая не выполняла свою основную функцию, кроме того, к сожалению, было очень много звонков о том, что коррупция в этой структуре существенно возросла. Это будет ключевая проблема нового руководства Министерства инфраструктуры и нового Кабмина, поскольку ситуация с безопасностью на дорогах является критической.
Авиация у нас показала очень стремительный рост. Мы сейчас — один из самых динамичных рынков даже в мире. И второй после Польши в Европе. У нас темпы роста 20-25%. Для сравнения — в мире этот показатель составляет около 7%. Но здесь еще очень много работы в части развития аэропортовой инфраструктуры. И ближайшие два-три года нужно использовать для того, чтобы увеличить количество инвестиций и привлечь новых операторов. Потому что потом мы достигнем общеевропейского уровня и упремся в потолок».
- Поделиться: