Женщины на улице в защитных масках в пиковые дни загрязнения воздуха в Пекине, Китай, 2 апреля 2018 года
Фото:

EPA-EFE/ROMAN PILIPEY

Элли Кисси Дебри было 9 лет, когда она умерла от приступа астмы. Ее мать, Розамунд, уверена, что девочку убил загрязненный воздух в Лондоне.

«Когда она впервые заболела, я просто пошла к семейному врачу, купила лекарства и думала, что через несколько дней пройдет, — рассказывает The Guardian женщина. — Но кашель нарастал, и очень странно звучал, он был словно судорожный».

Розамунд говорит, что девочка ходила в школу, расположенную рядом с загруженной кольцевой дорогой, и страдала беттолепсией — сильным кашлем, который может привести к потере сознания. Обычно это состояние проявляется у дальнобойщиков со стажем в десятки лет. Стивен Гоулгейт, профессор имунофармакологии из университета Саутгемптона, пришел к выводу, что есть «реальная вероятность того, что если бы не чрезмерный уровень загрязнения, Элла могла бы выжить». Ее мать вместе с адвокатами добивается расследования смерти дочери.

Элла может стать первым человеком, причиной смерти которого официально могут признать загрязненный воздух. По данным ВОЗ, он забирает жизни около семи миллионов человек ежегодно. Чаще всего умирают от пневмонии, нарушения мозгового кровообращения и болезней сердца.

Как в странах с наиболее загрязненными городами борются с этой проблемой — рассказывает hromadske.

Индия

Индийская столица Дели считается самой загрязненной в мире. Властям приходится закрывать школы, отменять авиарейсы и объявлять чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения. Если приемлемый уровень загрязнения воздуха не должен переходить отметку 50 микрограмм на кубический метр, то в индийской столице он среднее значение — 113. Больше всего загрязняют воздух 10 миллионов транспортных средств, строительство и сжигание угля.

После пика загрязнения в прошлом месяце власти объявили чрезвычайную ситуацию и раздали жителям миллионы защитных масок. Чтобы очистить воздух, в Дели временно запретили все строительство и ограничили количество машин на дорогах.

Индийские водители ездят с закрытыми лиамим в городе Амритсар, Индия, 1 ноября 2019 года. Власти объявили чрезвычайное положение из-за критического уровня загрязнения воздуха
Фото:

EPA-EFE/RAMINDER PAL SINGH

Несколько лет назад, чтобы уменьшить выбросы, власти разрешили автомобилям с четными номерами выезжать в город только в четные числа месяца, а с нечетными — только в нечетные. А в прошлом году пожарным приказали распылять воду из многоэтажек, тушить возгорания на свалках, а строителям — ограждать и накрывать стройплощадки, чтобы пыль не распространялась по городу.

Однако критики считают, что такие меры — очень поверхностные. По сравнению с прошлым годом, уровень загрязнения воздуха в Дели вырос на 5 пунктов.

По рейтингу AirVisual, швейцарской организации, которая мониторит качество воздуха по всему миру, из 50 самых загрязненных городов планеты — половина индийских. Список возглавляет не столица, она только на 11-й позиции, а Гуруграм, финансовый и технологический хаб к югу от Дели. Если приемлемый уровень не должен превышать отметку 50 микрограммов на кубический метр, то в Гуруграме средний показатель достигает 135,8.

Активисты держат плакат с призывом к водителям соблюдать правила, реже выезжать без необходимости и беречь воздух в Нью-Дели, Индия, 5 ноября 2019 года
Фото:

EPA-EFE/RAJAT GUPTA

Китай

Второй страной-рекордсменом является Китай. Город Хотан — восьмой в рейтинге по уровню загрязнения, которое достигает здесь отметки 116 микрограмм на кубический метр. Как отмечает ВВС, по сравнению с Индией, ситуация здесь лучше, поскольку в Поднебесной отказались от сельскохозяйственных сжиганий, которые использовались, если фермерам нужно было очистить поля. Однако в Китае едва ли не самое большое в мире число угольных электростанций.

Расположение угольных электростанций в мире

В 2014 году премьер Ли Кэцян на съезде Коммунистической партии Китая объявил войну с загрязнением воздуха и пообещал «сделать небо снова голубым». Он хочет уменьшить мощности производств тяжелой промышленности, а также провести реформу в энергетике, чтобы расширить использование энергии, добываемой не из ископаемого топлива.

Загрязнение воздуха пытаются уменьшить и на уровне домохозяйств. В городах людей призывают отказаться от угольных печей, устанавливают повышенные стандарты бензина и дизельного топлива. По плану, в 2020 году в Китае они должны соответствовать европейским и американским показателям.

Результаты борьбы успешные — например, в городах концентрация мелких частиц в воздухе за четыре года уменьшилась на 32%.

Мужчина фотографирует город, покрытый смогом, со смотровой площадки в парке Цзиньшань в Пекине, Китай, 9 декабря 2019 года. Уровень мелких твердых частиц (PM2.5) достиг 250
Фото:

EPA-EFE/ROMAN PILIPEY

Европа

В Европе ситуация значительно лучше, поскольку в ЕС много усилий положено на то, чтобы уменьшить негативное влияние на окружающую среду. По подсчетам Европейского агентства по охране окружающей среды, с каждым годом количество вредных выбросов уменьшается, однако прогресс достаточно медленный. До сих пор около 90% европейцев дышит воздухом, который может повредить здоровью.

Уровень загрязнения воздуха в Евросоюзе (2000-2017)

В Сараево, столице Боснии и Герцеговины, 9 декабря уровень загрязнения воздуха достиг максимума. Для его снижения запретили движение грузовиков по городу, также отменили все мероприятия на открытом воздухе и призвали жителей не выходить из дома.

По официальным данным, уровень частиц класса РМ10 (диаметром 10 микрометров или меньше) в воздухе Сараево превысил норму ЕС минимум вдвое, а иногда и в пять раз. Среди причин — рост числа небоскребов, которые с учетом холмистого рельефа города задерживают поток воздуха, а также использование устаревших автомобилей и рост потребления угля.

Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — поддержите нас на платформе Спільнокошт и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.
Смог в окрестностях Сараево из-за высокого уровня загрязнения, Босния и Герцеговина, 7 декабря 2019. По индексу качества воздуха, Сараево — один из самых загрязненных городов мира
Фото:

EPA-EFE/FEHIM DEMIR

В Лондоне тоже проблема с диоксидом азота — он вызывает сильное раздражение дыхательных органов, а его длительное воздействие вызывает воспалительные процессы у здорового человека и усиление симптомов у людей, больных астмой. Городу удастся достичь стандарта уровня диоксида азота в воздухе только через шесть лет.

Чтобы бороться с этим, в городе создали «Зону ультранизких выбросов», где водители транспорта, который «слишком сильно загрязняет воздух», вынуждены за въезд. Например, для большинства автомобилей, мотоциклов или грузовиков — это 12,5 фунтов ($16,5), а вот для крупного транспорта, такого как автобусы или грузовики, плата достигает 100 фунтов ($131).

Граффити «Спасем мать Землю» на мосту Ватерлоо в центре Лондона, Великобритания, 16 апреля 2019 года. Город сможет достичь стандарта по уровню диоксида азота лишь через шесть лет
Фото:

EPA-EFE/WILL OLIVER

Подобные ограничения существуют и во Франции — для того, чтобы въехать в Париж или Лион, водители обязаны наклеить на машины специальные стикеры, где указано, насколько их авто загрязняет атмосферу. Транспортные средства, произведенные до 1997 года, вообще запрещены.

В Берлине дизельные машины не могут пользоваться некоторыми дорогами, а в нескольких районах города скорость движения ограничена до 30 км/ч. Кроме того, власти города больше инвестируют в общественный транспорт, электробусы и выделенные полосы для велосипедов.

Поделиться: