Транзит через Украину будет или Европа откажется от российского газа. Переговоры отложили до мая
Вечером 21 января вБрюсселе завершились трехсторонние политические переговоры о транзите российского газа в ЕС после окончания действующего контракта между Нафтогазом и Газпромом, то есть после 2019 года. Решалась судьба украинской газотранспортной системы, которая ежегодно приносит государству $3 млрд. О чем договорились — выяснило Громадское.
Ярослав Винокуров
Вечером 21 января вБрюсселе завершились трехсторонние политические переговоры о транзите российского газа в ЕС после окончания действующего контракта между Нафтогазом и Газпромом, то есть после 2019 года. Решалась судьба украинской газотранспортной системы, которая ежегодно приносит государству $3 млрд. О чем договорились — выяснило Громадское.
Во втором раунде политических переговоров о будущем транзита газа с украинской стороны участвовали министр иностранных дел Павел Климкин и руководство Нафтогаза, с российской — министр энергетики России Александр Новак, а севропейской — представитель Еврокомиссии Марош Шефчович.
Украинская сторона не ожидала серьезных достижений от этих переговоров, ведь Россия игнорировала их еще на этапе встреч экспертов, которые должны были обсуждать технические условия будущего контракта. Однако, в конце переговоров европейская сторона сделала предложение относительно будущего контракта, которое Украина и Россия обещали обдумать.
Почему это важно?
Ежегодно транзит российского газа через украинскую ГТС приносит государству до $3 млрд (90 млрд гривен) дохода, который Украине платят европейские страны. Примерно столько в этом году государство потратит на медицину, а на образование — даже меньше на 20 млрд.
Действующий контракт на транзит истекает 31 декабря 2019 года. Если нового не будет, Россия может остановить транзит через Украину. Так Украина не только потеряет все доходы от этого, но и получит подорожание импорта газа, который закупает на западной границе (в Словакии, Венгрии и Польше).
Россия планирует отказаться от украинского транзита, потому что строит двановых газопровода в обход Украины — «Северный поток-2» и вторую ветку «Турецкого потока». Мощностей этих газопроводов будет достаточно для того, чтобы поставлять в Европу такие же объемы газа, которые она поставляет через украинскую газотранспортную систему (ГТС).
В Еврокомиссии и США неоднократно выражали обеспокоенность такими действиями России, ведь завершение строительства ее «потоков» сделает Европу еще более зависимой от российского газа и даст Москве дополнительные рычаги влияния, которые та неоднократно использовала против Украины (в частности, перекрывая газ в пик отопительного сезона).
Двое «за», Москва — «против»
Украина и ЕС на трехсторонних переговорах отстаивали одну и ту же позицию. В частности, договаривались о заключении нового контракта о транзите в соответствии с европейским правом. Согласно ему, в частности, украинский Нафтогаз должны разделить на две компании и выделить из его управления газотранспортную систему. Соответственно, новый контракт о транзите Газпром должен заключать уже не с Нафтогазом, а с независимым оператором ГТС, к управлению которым Украина хочет привлечь европейских инвесторов.
Российская же сторона полностью отвергает даже саму идею проведения реформы газового рынка в Украине. Более того, там «не видят необходимости проводить какие-либо переговоры», ведь действующие договоренности, заключенные в 2009 году, можно просто продолжить.
В то же время действующее соглашение о транзите Нафтогаз обжаловал в Стокгольмском арбитраже и выиграл$4,6 млрд ($2,7 млрд Газпромдо сих пор должен Украине). Российская же сторона решение Стокгольмского арбитража не признает и публично отказывается платить свои долги.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин на брифинге после переговоров в Брюсселе, Бельгия, 21 января 2019 года. Фото:EPA-EFE/STEPHANIE LECOCQ
Результаты переговоров
По итогам встречи представители Еврокомиссии озвучили предложение относительно нового контракта. В частности:
- новый контракт о транзите газа через украинскую ГТС долженбыть заключен в соответствии севропейским правом (как того требует Украинаи что категорически отрицает Россия);
- объемы транзита газа должны соответствовать тем объемам, которые обычно украинская ГТС прокачивает в Европу (так же, как этого хотят в Нафтогазе, однако чего хочет избежать Россия, строя обходные газопроводы);
- срок контракта должен превышать 10 лет.
Украинская и российская стороны договорились обдумать предложениеЕС.
«Мы благодарны Еврокомиссии и лично господину Марошу Шефчовичу за озвученноеими основательное предложение. Приятно, что у насобщее видение относительно применения европейских правил и процедур кновому контракту. Предложение Еврокомиссии станет начальной точкой для новых переговоров о транзитном контракте, и мы будем очень внимательно егоизучать и обсуждать с нашим акционером (с государством — ред.)», — сообщил глава Нафтогаза Андрей Коболев.
Он предполагает, что Россия будет всячески пытаться затянуть переговоры до проведения выборов в Украине. В любом случае переговоры договорились продолжить в мае. Если же они будут безрезультатными — каждая из сторон подготовила план «Б»: Россия без контракта с Украиной будет продавать газ Европе через «Северный поток-2» и «Турецкий поток», Украина подготовила новый иск в Стокгольмский арбитраж на почти $12 млрд (10 млрд из которых готова Газпрому«простить» в случае заключения контракта), а Европа готова полностью отказаться от использования газа.
Этот материал также доступен на украинском языке.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.
- Поделиться: