Удар по правам женщин: как запугивают и избивают участников акций 8 марта

Кулаками и красной краской — по правам женщин. Мирные акции 8 марта, организованные правозащитниками и неравнодушными гражданами по всей Украине, были встречены в штыки.

Елена Соколан

Кулаками и красной краской — по правам женщин. Мирные акции 8 марта, организованные правозащитниками и неравнодушными гражданами по всей Украине, были встречены в штыки.

По меньшей мере в трех городах — Киеве, Львове и Ужгороде спустя неделю после маршей неизвестные в балаклавах напали на участников акций. В организации Amnesty International сообщили, что в целом, по их подсчетам, пострадали более 20 человек в четырех городах. Один из пострадавших во Львове получил серьезную черепно-мозговую травму.

УЖГОРОД

«Я вижу как в меня летит краска, успеваю закрыться, но мне попадает в глаза, а дальше я уже ничего не вижу. Мне диагностировали ожог роговицы первой степени», — вспоминает мирный марш 8 марта в Ужгороде Виталина Коваль. Ее и остальных участников акции против насилия над женщинами неизвестные облили красной краской.

Виталина Коваль (на фото) и остальных участниц мирного марша за права женщин в Ужгороде неизвестные облили красной краской, 8 марта 2018.Фото: Ирина Бреза / Radio Svoboda.org (RFE / RL)

Общаемся мы уже в Киеве — после нападения девушка решила покинуть город на несколько дней. Она утверждает, что на участников акции охотится местная националистическая организация «Карпатская сечь». Об угрозе новых нападений девушку предупредила полиция. Но решать вопрос собственной безопасности ей предложили самостоятельно.

За неделю в Ужгороде пострадали по меньшей мере семеро участников марша и близких к ним людей. Им угрожали, их били и срывали акции, посвященные защите гражданских прав.

Участницы марша за права женщин в Ужгороде, 8 марта 2018. Фото: Ярина Денисюк

Участники и участницы марша своими обидчиками называют именно «Карпатскую Сечь». Председатель националистического движения от комментариев Громадскому отказался. На странице организации в Facebook до сих пор опубликовано сообщение, в котором авторы называют марш 8 марта «шабашом», а его участников — «больными»:

«... Каким образом проблемы психически неустойчивых людей, которые отрезали или пришили себе те или иные половые органы, помогут повышению зарплаты женщинам-водителям троллейбуса или одиноким пенсионеркам? Мы призываем прекратить давление на здоровую молодежь, зато предлагаем правоохранительным органам и СБУ обратить внимание на деятельность структур с зарубежным финансированием, которые пропагандируют общественные и психические патологии, несовместимые со здоровым развитием общества и способствуют межнациональным конфликтам в нашем богоспасаемом крае», — говорится в посте на официальной Facebook-странице организации.

Виталина Коваль (слева) во время мирного марша за права женщин в Ужгороде, 8 марта 2018. Фото: Ирина Бреза / Radio Svoboda.org (RFE / RL)

В областной полиции Закарпатья заявили, что против шестерых нападавших возбудили уголовные дела по статье «групповое хулиганство». Им грозит до 5 лет заключения.

«Сейчас по делу (о нападении на участников акции 8 марта — ред.) проходят четыре женщины, одна из них — несовершеннолетняя. Есть пять заявлений от пострадавших, им нанесли телесные повреждения, в частности облили краской. Полиция начала расследование по второй части статьи 296 Уголовного кодекса «Групповое хулиганство», — прокомментировал Громадскому пресс-секретарь Закарпатской полиции Владимир Павлюх.

Однако Виталина Коваль уверяет: активисты будут добиваться, чтобы их обидчиков судили по другой статье — преступления на почве ненависти.

Молодые люди с атрибутикой организаций «Карпатская Сечь» и «Правый сектор» во время Марша Славы Героев, приуроченного к 79-й годовщине со дня провозглашения независимости Карпатской Украины, Ужгород, 17 марта 2018 года. В тот день участники марша, среди которых представители националистической организации «Карпатская Сечь», ВО «Тризуб» имени Степана Бандеры, бойцы 1-й резервной сотни ДУК ПС — «Закарпатье» и «Правый сектор», а также участники боевых действий на Донбассе прошли по центру города от дома «Просвещения» до памятника Августину Волошину, президенту Карпатской Украины. Фото: Янош Немеш / УНИАН

ЛЬВОВ

«Наш друг шел позади. Я обернулась и увидела, как на него летит такой крепкий парень. Затем началась драка, подлетело еще человек 7 - 8, окружили его и начали сильно избивать. Затем он потерял сознание и перестал закрывать голову, тогда прибежал еще один парень и начал бить его ногой по голове», — свидетелями этих событий стали молодые львовянки. Теперь они боятся называть свои имена, поскольку убеждены, что полиция не сможет защитить их от нападавших.

Нападение произошло вечером 8 марта. Причем ни девушки, ни их друг Сергей не принимали участия в марше за права женщин. Они всего лишь сходили на выставку организации «Феминистическая мастерская», которая, собственно, и собирала акцию во Львове.

«В больнице я познакомился еще с одним парнем, которого избила группа молодых людей, он тоже был посетителем выставки «Амораль-норма». Мы пришли к выводу, что выставка так или иначе была поводом для нападавших. Потому что она была феминистического уклона», — рассказал Громадскому Сергей. Еще один участник марша во Львове сейчас находится в больнице с черепно-мозговой травмой. Родные пострадавших отказываются общаться с журналистами.

Во львовской полиции корреспонденту Громадского сообщили, что не располагают информацией о том, что нападения на граждан связаны именно с акциями за права женщин. Детали же согласились открыть только после официального запроса.

Марш феминисток во Львове, организованный организацией «Феминистическая мастерская», Львов, 8 марта 2018. Фото: Евгений Кравс / УНИАН

Задержание мужчины во время марша феминисток во Львове, организованного организацией «Феминистическая мастерская», Львов, 8 марта 2018. Фото: УНИАН

КИЕВ

«После нашей акции семь человек избили, кого газом облили, кого —зеленкой. Это опять же «неравнодушные граждане» сделали», — соорганизатор марша за права женщин Елена Шевченко неожиданно для себя оказалась на скамье подсудимых. Ее обвинили в нарушении порядка проведения акции из-за плаката одной из участниц.

Дело Елены рассматривал Шевченковский райсуд Киева. Не обошлось без парней в балаклавах. Они собрались под зданием и угрожали Елене. Ей пришлось вызвать частную охрану и фактически бежать через черный ход.

Елена Шевченко (в центре) во время заседания Шевченковского райсуда Киева, 15 марта 2018. Фото: Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA

«Какие-то люди пошли в полицию и пожаловались на этот баннер. Я смотрела несколько видео с марша где четко видно, как полиция вырывает его из рук людей, которые пришли на митинг. Я абсолютно уверена, что этот полицейский пришел сегодня на суд в качестве свидетеля, а также другие его коллеги, связанные с праворадикалами. Я видела, как они здоровались в суде, пожимали друг другу руки. Они (радикальные организации — ред.) усилились в последние три года. Почти каждая акция не обходится без нападения, они пытаются сорвать событие и отловить одного или двух участников. Теперь люди боятся выходить на протесты, пытаются прятаться. Вот вам и свобода мирных собраний», — подчеркнула Елена Шевченко.

Суд оправдал ее в связи с отсутствием состава преступления, но сама атмосфера его проведения — серьезный сигнал для государства, заявили правозащитники.

«Суд — орган государственной власти, который должен обеспечить порядок, защитить как судей, подсудимых, так и всех, кто находится в помещении. Он не смог этому помешать. Подсудимые вынуждены были бежать через черные ходы. А представители радикальных группировок чувствуют себя совершенно свободно. И государство ничего не может этому противопоставить. По нашему мнению, это очень тревожный сигнал, который демонстрирует, что фактически никто не может быть защищен от радикальной банды с газовыми баллончиками и палками», — заявила пресс-секретарь Amnesty International Украина Мария Гурьева.

Суд не нашел состава преступления в действиях организатора Марша за права женщин 8 марта Елены Шевченко (на фото - Елена во время марша, Киев, 8 марта 2018). Фото: Анастасия Власова / Громадское

Елена Шевченко подозревали в «надругательстве над государственными символами» из-за наличия на Марше плаката, на котором была изображена женщина со стилизованным гербом-трезубцем, Киев, 8 марта 2018. Фото: Анастасия Власова / Громадское

Действия киевских противников прав женщин с точки зрения правоохранителей тянут на мелкое хулиганство. На четверых задержанных 8 марта будут составлены административные протоколы. Еще одного полиция задержала возле здания суда, где рассматривали дело Елены Шевченко.

Правозащитники говорят: ситуация с радикальными организациями вышла из-под контроля государства. И это произошло потому, что правительство и силовики годами игнорировали сигналы общества об усилении радикальных групп. Теперь участники акций на местах и ​​сотрудники Amnesty International за рубежом требуют привлечь обидчиков к ответственности за нападения на почве ненависти и нетерпимости.