В тени «Мрии»: что покажет Венецианская биеннале

Проект итальянских художников «Ne Altra Ne Questa» в итальянском павильоне, Венеция, Италия, 7 мая 2019 года
Проект итальянских художников «Ne Altra Ne Questa» в итальянском павильоне, Венеция, Италия, 7 мая 2019 годаEPA-EFE/ANDREA MEROLA

9 мая. Над Красной площадью в Москве пролетают самолеты-участники парада по случаю «Дня победы». В то же время над Венецией в рамках 58-й биеннале пролетит украинский самолет Ан-225 «Мрия». Он станет музеем-архивом с крыльями: на борту будет перечень с именами всех современных художников/художниц Украины. По идее кураторов, «Мрия» бросит тень на павильоны других государств.

Кураторы павильона — Открытая группа. Они стали победителями национального конкурса. О скандале после их избрания Громадское писало ранее.

Украинский павильон расположен в Арсенале — бывшем военном складе, недалеко от Джардини — главной дислокации национальных павильонов.

Кроме украинского, в Арсенале размещены китайский, чилийский, грузинский и много других павильонов. Впервые украинские представители покажут свои работы на одной из главных локаций биеннале.

Если у вас нет возможности поехать в Венецию, то читайте дальше, что покажут в павильонах других стран и каковы главные темы нынешней биеннале.

На фото в instagram биеннале — салон крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия».

Телесное и гендер

Центральная выставка в главном павильоне называется «Чтоб вы жили во времена перемен». Ее куратор — Ральф Ругофф. Среди прочих там будет представлена работа украинской художницы Жанны Кадыровой.

Кроме этой выставки, на биеннале будут действовать 90 национальных павильонов.

Одной из самых популярных тем среди участников стала тема телесного и гендера. Например, художники Барбара Вагнер и Бенджамин де Бурка в одном из залов бразильского павильона покажут видеоработу Swinguerra, а в другом — фотографии ее участников. Проект рассказывает о молодежном танцевальном движении swinguerra, которое зародилось в бразильском городе Ресифи.

По словам куратора павильона Габриэля Переса-Барейро, преимущественно черные тела участников проекта, гендерные границы которых размыты, находятся в центре современных споров о правах человека и саморепрезентации. Проект Swinguerra показывает панораму современной бразильской культуры в момент политического и социального напряжения.

Художницы из Южной Кореи пытаются своими работами поставить под сомнение устоявшиеся взгляды на гендер. Они проводят исследования и пытаются пересмотреть историю Кореи и Юго-Восточной Азии через призму гендерного разнообразия. В экспозиции представят видеоработы с голосами женщин, которые были маргинализированы в период господства мужчиноориентированного понимания истории.

Неопределенность

Еще одна актуальная тема нынешнего биеннале — неопределенность и размытые границы.

В бельгийском павильоне представят проект Mondo Cane. Идея выставки происходит от одноименного итальянского фильма 1960-х годов, который состоял из никак не связанных между собой сцен и видеозарисовок. Художники Йос де Грюйтер и Харальд Тис создали автоматизированных кукол, которые выполняют привычные для фламандцев бытовые действия, например, занимаются хозяйством. Однако наряду с привычным миром существует мир параллельный: с зомби, проклятыми, поэтами, изгнанниками. Хотя эти два мира сосуществуют в одном пространстве, возникает впечатление, что они не догадываются о существовании друг друга.

Это, наверное, картина, которая будет висеть рядом.

Частью проекта стал сайт, где нажимая на изображение флага страны, можно посмотреть видео с YouTube сегмента той страны (Украины, к сожалению, нет, однако можно посмотреть новогоднее поздравление президента Беларуси).

Итальянский павильон станет виртуальным лабиринтом. Проект «Neither Nor» («Ни, ... ни») куратора Милована Фарронато объединит работы нескольких итальянских художников. Это виртуальная интерактивная серия действительно существующих или метафорических лабиринтов: Кретти ди Джибелина художника Альберто Бурри, руины Помпеи, архитектура Джанкарло где Карло в Урбино и другие. Идея лабиринта — способ показать сложную и запутанную действительность, которая в то же время обусловлена четкими правилами.

Экология

Во время, когда даже школьники выходят на акции за сохранение окружающей среды, искусство не отстает. Например, японский павильон на биеннале и проект Космические Яйца («Cosmo-Eggs») куратора Хироюки Хаттори. Основная идея — сосуществование человека и природы. Название проекта связано с распространенными мифами о происхождении человека и всего нечеловеческого из космических яиц. По словам куратора проекта, Японский архипелаг очень часто страдает от природных катаклизмов. Однако к этому добавляется и влияние деятельности человека. Он вспоминает катастрофу 2011 года, когда землетрясение вызвало аварию на атомной станции в Фукусиме, и задает риторический вопрос о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Революция

Последние революционные события в Армении стали основой павильона этой страны. Это ряд видео и артефактов событий 2018 года. По идее, выставка должна реконструировать революционные события в воображении зрителя, показать эмоции участников и воспроизвести места революции.

Официальное открытие запланировано на 8 мая. Для обычных зрителей павильоны откроются уже 11 мая. Действовать биеннале будет до ноября 2019 года.