Вопрос на $3 млрд ежегодно: для чего Украине контракт с Россией о транзите газа

Долгосрочное соглашение на 2009-2019 годы о поставках российского газа в Украину и его транзите в ЕС подписали в Москве в январе 2009 года, премьером тогда была Юлия Тимошенко
Долгосрочное соглашение на 2009-2019 годы о поставках российского газа в Украину и его транзите в ЕС подписали в Москве в январе 2009 года, премьером тогда была Юлия ТимошенкоАлександр Прокопенко/POOL/УНИАН

19 сентября в Брюсселе состоятся трехсторонние переговоры между Украиной, Россией и Евросоюзом о заключении нового контракта о транзите российского газа в Европу через газотранспортную систему Украины. Действующий контракт о транзите истекает 31 декабря 2019 года. Без заключения нового Украина может лишиться своего статуса государства-транзитера и всех экономических выгод, которые с этим связаны.

Для чего Украине транзит, каким должно быть новое соглашение и есть ли у Украины шансы его заключить выясняли накануне переговоров.

Ежегодно ЕС импортирует около 400 млрд кубометров газа, из которых 40% приходится на Россию. До недавнего времени газотранспортная система (далее — ГТС) Украины была основным путем поставки этого газа в ЕС. Однако когда во времена президентства Ющенко Украина пыталась сблизиться с ЕС, то в ответ Россия начала строить газопровод в обход Украины — первый «Северный поток».
Сейчас Россия достраивает «Северный поток-2» и «Турецкий поток», в случае успешного запуска которых сможет обойтись без услуг украинской ГТС.

Для чего Украине транзит российского газа?

Транзит газа — это самая большая статья доходов государства от экспорта услуг. Транзит ежегодно приносит Украине $3 млрд, что составляет 2,3% ВВП.

Для сравнения, несколько меньшую сумму правительство предусмотрело в бюджете 2020 года на ремонт и строительство дорог. Без транзита Украина может лишиться этих средств уже со следующего года.

Кроме доходов, транзит газа уменьшает наши затраты на содержание ГТС. Украинские газопроводы — это сложная система, которая нуждается в уходе, а также в определенном уровне давления газа внутри. Без транзита ГТС превратится из наиболее прибыльного украинского актива в наиболее убыточный, втягивающий из бюджета миллионы гривен на свое обеспечение и не приносящий никакой пользы.

Потеря транзита газа это потеря источника государственных доходов, которые можно использовать на образование (например, профинансировать почти два годовых образовательных бюджета 2020 года) или ремонт дорог. Но для рядовых граждан потеря транзита будет означать еще и рост цены газа.

Сейчас подавляющее большинство импортного газа Украина покупает на своей восточной границе. Чисто технически этот газ принадлежит Польше, Словакии или Венгрии, однако поступает он из России. Без транзита расходы на газ будут выше хотя бы потому, что придется тратить дополнительные средства на его поставки из Польши, Словакии или Венгрии (платить этим государствам за транзит).

Позиции Украины и России на переговорах

Действующий контракт на транзит завершается 31 декабря 2019 года. Новый контракт еще не заключили. Из-за напряженности в отношениях Украины и России, которую еще больше обострила победа Нафтогаза в Стокгольмском арбитраже над Газпромом, для переговоров о заключении нового контракта пригласили посредника — Еврокомиссию. Как представителя потребителя того газа, который Украина так стремится транспортировать.

Для Украины идеальный контракт о транзите  этодолгосрочный договор на 10 лет с четко зафиксированными условиями и объемами поставок газа. Контракт Украина хочет заключить по европейским правилам, чтобы избежать в будущем политического давления России и для более легкого решения споров с Газпромом.

Позицию Украины во многом поддерживает Евросоюз. Для ЕС важна стабильность в поставках газа, поэтому их тоже интересует долгосрочное соглашение. Также ЕС поддерживает распространение своих правил и директив на транзитные контракты между Украиной и Россией.

Россия от переговоров ожидает или продления существующего контракта о транзите газа, или заключения наиболее краткосрочной сделки, ведь в перспективе там ожидают завершения строительства трубопроводов в обход ГТС Украины.

Действующий контракт о транзите Украина продолжить не может, потому что уже пересмотрела его условия в Стокгольмском арбитраже, одержав победу над Газпромом. Положения этого соглашения позволяли России использовать «газовый вопрос» в геополитической борьбе против Украины в предыдущие годы.

Сильные стороны Украины на транзитных переговорах

«Северный поток-2»

Российский трубопровод «Северный поток-2» по плану должны запустить 1 января 2020 года  в первый день после окончания действия контракта о транзите газа России и Украины. Однако во время строительства трубопровода Россия столкнулась с рядом трудностей, одной из крупнейших из которых стал отказ Дании давать свое разрешение на строительство российского трубопровода в своих водах. Кроме Дании, «Северный поток-2» пролегает через воды России, Финляндии, Швеции и Германии. И во всех этих странах работы почти завершили. Задержка с запуском «Северного потока-2» играет в пользу Украины, ведь без этого трубопровода Россия останется зависимой от украинского транзита.

Газовая директива на трубопроводы России

Весной 2019 года ЕС решил распространить свои газовые правила на все трубопроводы, в частности те, которые направляются в ЕС. Это означает, что под действие энергетических директив ЕС попадет и «Северный поток-2».

Если коротко, то европейские правила предусматривают, что одна компания не может поставлять и транспортировать энергоресурс, то есть продавать газ и владеть трубопроводом. Ведь в такой ситуации этот газопоставщик становится монополистом.

Приняв распространения директивы на российские обходные газопроводы, ЕС обязал Газпром  единственную российскую компанию, которая имеет право экспортировать газ  передать «Северный поток-2» другой компании и обеспечить поставки газа через этот трубопровод для других компаний. Но поскольку в России таких компаний нет, Газпром могут обязать уменьшить вдвое объемы поставок газа по этой трубе в ЕС, якобы «резервируя» мощность трубопровода для других игроков.

Суд по OPAL

Приятным сюрпризом для Украины стало решение суда ЕС по немецкому трубопроводу OPAL  это наземное продолжение первого «Северного потока». Суд отменил постановление Еврокомиссии, которым Газпрому предоставили право почти единолично использовать OPAL. Это позволяло Газпрому на полную мощность использовать «Северный поток» и поставлять газ не только в Германию, но также в Чехию и Австрию.

После решения суда ЕС OPAL больше не принадлежит Газпрому единолично, из-за чего российскому газовому монополисту уже пришлось снизить объемы поставок газа по «Северному потоку» почти вдвое.

Аналогичные нормы могут касаться трубопровода JAGAL  наземного продолжения «Северного потока-2», которое все еще строится.

Борьба США за Европу

США намерены превратиться в одного из ведущих игроков на газовом рынке мира. Для этого Америке нужен европейский рынок, едва ли не самый большой рынок сбыта газа. Уже сейчас США поставляют в ЕС рекордные объемы сжиженного газа, однако помешать США увеличить свою долю на европейском рынке может увеличение количества путей поставок газа из России, в том числе строительство морских трубопроводов. Это одна из причин, почему США активно работают над введением санкций против «Северного потока-2». Санкции планируют ввести против компаний-подрядчиков, большинство из которых европейские. Некоторые обладают уникальными в мире технологиями по прокладке подводных трубопроводов, поэтому отстранение их от строительства способно заморозить проекты на долгие годы.

Новый иск на $14 млрд

Еще один стимул для России все же заключить транзитный контракт с Украиной  это новый иск в Стокгольмский арбитраж, который готовит Нафтогаз. Компания пытается взыскать с России рекордные $11-14 млрд. Основание для иска  условия действующего контракта, которые не предусматривают, что после его завершения украинская ГТС потеряет всякий смысл. Это утверждение дает Нафтогазу право требовать пересмотра платы за транзит газа, включив в нее расходы на ускоренную амортизацию украинской ГТС.

Иными словами, Нафтогаз будет добиваться от Газпрома компенсировать стоимость украинских газопроводов из-за того, что Россия не предупредила, что строит обходные газопроводы, чтобы отказаться от услуг ГТС Украины.

Нафтогаз предлагает отказаться от нового иска в случае, если Россия согласится заключить долгосрочное транзитное соглашение.

Сильные стороны России

Обходные газопроводы

Несмотря на трудности с «Северным потоком-2» и «Турецким потоком», у России все еще есть шанс ввести их в эксплуатацию. Их мощности при работе на полную силу должно хватить, чтобы полностью отказаться от услуг украинского транзита. «Северный поток-2» могут запустить уже в июле следующего года  такие обновленные прогнозы строят в Газпроме, признавая тем самым, что 1 января газопровод еще не будет работать.

Строительство новых трубопроводов, даже если они не будут работать на полную мощность из-за европейской газовой директивы или отсутствия контроля над трубопроводами OPAL и JAGAL, ​​уменьшит потребность в украинской ГТС и тем самым усилит позиции России на переговорах.

Газовая война

Традиционный сценарий для России использовать свое доминирующее положение на газовом рынке для политического давления. Россия может затянуть переговоры до октября-ноября, когда начнется отопительный сезон и потребность в российском газе возрастет. Более того, поставки газа из России могут полностью прекратиться, чтобы вызвать кризис и заставить Европу играть уже на стороне РФ, а не Украины. ЕС сможет оказывать политическое давление на украинское правительство, которое в итоге вынуждено будет пойти на условия России.

Давление на Украину

Россия может оказать и прямое давление на Украину, без посредничества ЕС. Так было, например, когда заключали предыдущие «кабальные» газовые соглашения 2009 года. Тогда Россия отключила Украине газ. Сейчас Украина к такому сценарию готова. Однако сейчас и у России есть новые точки давления  ситуация на Донбассе. В случае, если украинское правительство не согласится на позицию России по транзиту газа, РФ может «сыграть картой» Донбасса и обострить там ситуацию, чтобы заставить правительство пойти на компромисс.

Анбандлинг

Сейчас единственной формальной причиной, по которой Россия отказывается заключить новый договор о транзите газа с Украиной по европейским правилам, является отсутствие анбандлинга Нафтогаза. Иными словами, ГТС Украины до сих пор принадлежит поставщику газа, что противоречит директивам ЕС. Если Украина хочет играть по европейским правилам, то должна передать ГТС другой компании, не связанной с Нафтогазом (так же, как и Россия должна передать свои «газовые потоки» компаниям, не связанным с Газпромом).

Украина это требование до сих пор не выполнила, хотя этого от нее ожидают и в ЕС. Прежде всего анбандлинг несет риски для Украины и ее позиции в международных арбитражах: есть риск, что после анбандлинга Нафтогаз может потерять возможность подавать новый иск против Газпрома на $11-14 млрд, что ослабит его позиции на переговорах с Россией. Если же анбандлинг не провести вообще, то единственный союзник Украины на переговорах о транзите  Евросоюз  может перейти на сторону России.

Верим в победу, но готовы к поражению

Украина едет на переговоры в Брюссель подготовленной. Сейчас правительство и Нафтогаз приняли ряд решений, цель которых минимизация потенциальных потерь, которые может понести государство от потери российского транзита газа.

Прежде всего, это касается газовых запасов. Обычно на зиму Нафтогаз закачивает в подземные газовые хранилища около 18 млрд кубометров газа. В нормальных условиях этого хватает для прохождения отопительного сезона и обеспечения украинцев теплом на зиму.

На зиму 2020 года запасы газа в хранилищах увеличили. Сейчас там находится около 19,5 млрд кубометров. Еще 0,5 млрд кубометров должны доставить Украине западные трейдеры. 20 млрд кубометров, по расчетам Нафтогаза, должно хватить для прохождения отопительного сезона даже без российского газа: это обеспечит и соответствующее давление в ГТС, и достаточные запасы газа для отопления домов.

Также Украина разрабатывает план того, как использовать ГТС в том случае, если через нее не будут осуществлять транзит. Прежде всего, ГТС Украины тестируют в реверсном режиме работы. Реверс это поставка газа в обратном направлении: не с востока на запад, а с запада на восток. Такая работа ГТС должна обеспечить полноценный импорт газа из Европы и не превратит украинские газопроводы в металлолом 1 января 2020 года.

Еще один вариант использования ГТС предоставление услуг хранения газа для европейских энергетических компаний. Кроме собственно труб, у Украины есть большие подземные хранилища газа, объемов которых хватит не только для накопления запасов газа для нужд украинского потребления, но и для того, чтобы хранить газ, который не принадлежит Украине. Сейчас такая услуга уже пользуется спросом среди европейских трейлеров: они закачали в газовые хранилища Украины более 1,4 млрд кубометров.

Кроме того, Украина предлагает услуги своего транзита Молдове. Правительство последней задумывается над расторжением отношений с Газпромом. Газ в страну планируют поставлять из Европы через ГТС Украины.

Правительство также активно работает над проведением анбандлинга Нафтогаза. Министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель заявил, что новую модель анбандлинга, которая позволит продолжать судебные споры с Газпромом, правительство должно утвердить еще до переговоров 19 сентября.

Сейчас позиции Украины на газовых переговорах как никогда сильны. У нее есть собственные «козыри» и она подготовилась к отражению российских.

Все это дает надежду на успешное завершение переговоров с Москвой. Настолько успешное, что кроме собственно «газовых вопросов» на переговоры предлагают выносить и другие, в частности вопрос о войне на Донбассе.

«Но пока нужно сделать все возможное, чтобы выжать по максимуму из благоприятной ситуации, складывающейся в вопросе транзита газа. Пожалуй, не стоит ограничиваться только экономическими вопросами, возможно, предоставляется возможность добиться от России уступок по Донбассу. И мы должны этим воспользоваться», сообщил глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин.