Зачем путину шутовское шоу с аннексией украинских земель

В то время, когда писался этот текст, в Москве вовсю готовились к торжествам по поводу «принятия в состав россии» временно оккупированных территорий Украины. В центре российской столицы построили площадку для массовой акции, на 29-30 сентября ограничили движение автотранспорта, а в одном из подмосковных аэропортов приземлился самолет со всеми четырьмя гауляйтерами оккупантов (из Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей).
Последние уже направили пути верноподданнейшие просьбы о «включении в состав россии» украинских земель, на которых пока стоят российские войска. Соответствующее действо назначено в кремле после обеда в пятницу; приглашенные российские депутаты и чиновники целую неделю делились с тамошней прессой рассказами о том, как сдавали многочисленные ПЦР-тесты, чтобы за кремлевскую стену, упаси бог, не попал какой-нибудь из штаммов COVID-19.
Очевидно, сценарий будет предусматривать и выступления упомянутых гауляйтеров перед народом с широчайшим освещением на федеральных телеканалах. путинский пресс-секретарь песков держал интригу относительно того, выступит ли на этом шутовском шоу сам путин; впрочем, это, в конце концов, не столь важно.
Как ожидается, госдума признает псевдореферендумы на временно оккупированных территориях на специальном внеочередном заседании, назначенном на 3 октября; на следующий день это решение утвердит верхняя палата российского парламента — совет федерации.
О том, как происходили сами «референдумы», можно подробно прочитать в нашем материале. А, например, бывший руководитель Комитета избирателей Украины Александр Черненко вообще считает, что не стоит не только размышлять о юридической или математической стороне «референдумов», но и даже употреблять слово «референдумы» в кавычках. «На части оккупированных территорий Украины произошло ровно ничего. Какие-то непонятные люди ходили с какими-то непонятными бумажками. Ну и что?» — пишет он.
И все же это стоит знать хотя бы потому, что манера действий россии немало говорит о настроениях, царящих то ли в головах кремлевских вождей, то ли конкретно в путинской голове. Вспомним, что работа по подготовке к референдумам началась еще в мае. Но все лето оккупанты не могли определиться, какой же результат они собираются объявить. Не в плане цифр, а в плане «статуса» захваченных территорий.
Четыре «независимых республики»? Или, например, «независимая новороссия» из оккупированных районов Херсонской и Запорожской областей, а «ЛНР» и «ДНР» забрать себе напрямую? Очевидно, обсуждались все возможные комбинации этих вариантов.
Как следствие, даже когда уже как будто официально решили рисовать «волеизъявление» 11 сентября — в день, когда в самой россии проходили одновременные выборы разных уровней, дело в конце концов все равно отложили на несколько дней.

Причины колебаний понятны: постепенное, но уверенное изменение положения на фронте, где Вооруженные силы Украины не только затормозили продвижение врага, но и на некоторых направлениях перешли в контрнаступление.
Похоже, стремительное продвижение украинской армии в Харьковской области и угрозы на Херсонском направлении стали той последней каплей, которая заставила российский режим немедленно приступить к присвоению захваченных регионов. российские медиа активно обсуждают возможные границы и названия «новых субъектов федерации» (например, включение украинского Юга в «крымский федеральный округ»). Очевидно, соответствующие решения в кремле уже приняты, в ближайшее время они будут объявлены. Но, в конце концов, ни Украину, ни мир эти нюансы особо не интересуют.
Что действительно важно — как далеко готов зайти кремлевский диктатор в своем размахивании ядерной дубинкой. Ведь заявления о том, что россия готова использовать ядерное оружие «только для защиты своих территорий», впервые прозвучали еще в мае. И уже тогда это читалось как намек на «включение в состав россии» всего, что только удастся захватить россиянам.
Однако сейчас делать прогнозы на «ядерную» тему — дело неблагодарное. Хотя всегда есть смысл понимать, с чем можно столкнуться и как тогда следует действовать.
Несколько более очевидны варианты развития событий в рамках, как выражаются специалисты, конвенциональной войны. Собственно, их только два: либо все (по крайней мере, пока) будет идти как шло, либо путин добьется «замораживания» конфликта на неопределенное время.
С одной стороны, уже упомянутый песков на том же брифинге фактически отказался ответить на вопрос, может ли «специальная военная операция» превратиться в «контртеррористическую операцию». Подобные слухи циркулируют в последнее время и в российских, и в западных медиа. Это важно, потому что означало бы превращение агрессивной войны с попытками дальнейшего наступления в сугубо оборонительную, направленную на удержание захваченных территорий с развертыванием там вполне официального режима террора.
Впрочем, никто не мешает путину объявить какой-нибудь «контртеррористический режим» на временно оккупированных территориях, но параллельно с продолжением попыток захватить новые. И даже очень вероятно, что после присоединения так оно и будет.
В конце концов, заверил журналистов песков, россия не собирается останавливаться, по меньшей мере, до захвата всей «территории ДНР», то есть Донецкой области. Вместе с тем в ночь на пятницу путин подписал указы о «признании независимости» Херсонской и Запорожской областей. Это явно означает, что оккупанты будут пытаться захватить и все еще свободные части этих регионов, включая город Запорожье.
Поскольку сейчас дела у россиян обстоят не блестяще (в частности, в районе Лимана), враг, вероятно, попытается забросать ВСУ трупами. И, к сожалению, в значительной степени это могут быть трупы украинских граждан, которых сейчас силой «мобилизуют» на оккупированных территориях — еще одно вопиющее преступление и нарушение международного права со стороны кремля.
Жители этих территорий, кстати, прекрасно все понимают, что даже херсонский гауляйтер Сальдо должен на этой неделе выступить с заявлением, что якобы тех, кто будет получать российские паспорта, никто не мобилизует — мол, из жителей региона будут разве что набирать «добровольцев». Вот только ни он, ни другие коллаборанты не имеют в этом вопросе никаких полномочий и уж тем более после «присоединения».
Те же, кто решает вопрос «частичной мобилизации», сидят в Москве. И никаких обещаний населению временно оккупированных украинских регионов не давали. А если бы и дали, то что? Относительно недавно именно эти люди, начиная лично с путина, обещали, что и оккупировать никого не собираются.
Что касается «замораживания» войны, то, очевидно, агрессору было бы выгодно попытаться приостановить активные боевые действия, чтобы переформатировать силы, а главное — ослабить поддержку Украины Западом. Наряду с ядерными угрозами для этого будет активно использоваться газовый шантаж, ведь надвигается отопительный сезон.
Пока что Запад не демонстрирует готовности к уступкам: США анонсируют все новые пакеты помощи, а Европа заявляет об углублении санкций и их расширении на временно оккупированные территории.
В любом случае «принятие» временно оккупированных территорий в состав россии не будет способствовать готовности цивилизованного мира к диалогу с москвой. Но путин вынужден продавать подданным хоть какую-то «победу». Для этого и запланировано пятничное шоу с торжественным подписанием соглашений о присоединении в Георгиевском зале кремля и всенародным ликованием по этому поводу на Манежной площади.
Впрочем, это вряд ли увеличит в россии количество желающих умирать за «воссоединенные» земли.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
- Поделиться: