«Борьба с коррупцией в Украине действительно продолжается», — американские сенаторы
Американские сенаторы Крис Мерфи и Рон Джонсон — друзья Украины. Республиканец Джонсон разрабатывал санкции против России после захвата украинских моряков в Керченском проливе осенью 2018 года, а также те, которые связаны с «Северным потоком-2».
Демократ Мерфи в 2013 году вместе с покойным ныне сенатором Маккейном посетил Евромайдан, чтобы поддержать украинцев. Также он — соавтор резолюции, которой Сенат в 2013-м отреагировал на нарушение права украинских граждан на мирные собрания во время революции Достоинства.
В августе сенаторы планировали посетить Россию, однако их туда не пустили. «Мы хотели начать диалог, но сложно строить диалог, когда тебя даже не пускают», — сказал hromadske сенатор Мерфи.
Об антикоррупционном плане нового правительства, первых шагах Верховной Рады девятого созыва и «вмешательстве во внутреннюю политику США» — в эксклюзивном интервью сенаторов для hromadske.
Какие у вас планы на этот визит в Украину? И что вы посоветуете украинскому президенту?
Рон Джонсон: Мы уже встречались с новым генпрокурором. Мы также посетили первую сессию Антикоррупционного суда. Считаю, что речь Зеленского была невероятной. Он отметил, что они собираются не просто бороться с коррупцией, а уничтожить ее. Это один из крупнейших вызовов, с которыми он столкнется. Демократия — это непросто. Америке понадобились десятилетия, и мы до сих пор пытаемся стать идеальнее. Это сложно, но у него есть невероятный мандат от украинцев. И есть надежда.
Крис Мерфи: Приятно возвращаться в Украину. Я был здесь во время протестов 2013 года, под сценой Майдана вместе с сенатором Маккейном. Я скучаю по нему, но я горжусь этой революцией Достоинства. Я рад, что мы партнеры. У Украины есть поддержка и от республиканцев, и от демократов. Мы о многом спорим в США, но есть определенные вещи, которые нас объединяют — это поддержка Украины.
Сегодня меня подбодрил этот сильный акцент на борьбе с коррупцией, об этом ходило много разговоров. Есть определенный прогресс, сейчас происходит оживленное движение.

США поддерживали предыдущее правительство в борьбе с коррупцией, однако также и критиковали его за то, что реформа происходит слишком медленно. Как вы думаете, с новой властью и правительством антикоррупционная реформа оживится?
Рон Джонсон: Мы общались с новым генпрокурором и главой антикоррупционного суда. И все остальные представители украинского правительства, с которыми мы общались, действительно посвящают себя борьбе с коррупцией. Нет никаких сомнений, что они приложат все усилия и свою волю к этому. Все наше представительство здесь, работники посольства полностью поддерживают украинских партнеров, чтобы те выполнили мандат, который получили от украинцев.
Крис Мерфи: Да, была сильная поддержка от Конгресса, счет шел на сотни миллионов долларов поддержки. В последние годы, если честно, наши коллеги ставили под сомнение скорость реформ в Украине. Я думаю, очень важно, что мы вернемся в США и расскажем, что здесь началась новая эпоха, что эти антикоррупционные процессы настоящие, что люди, которые украли деньги в этой стране, будут за это отвечать. Теперь нам будет гораздо легче убедить наших коллег оказывать вам экономическую, политическую и военную поддержку.
Как вы оцениваете первые шаги украинского парламента? Учитывая такой быстрый темп принятия законов, изменения в Конституцию. Обеспокоены ли вы какими-нибудь инициативами?
Рон Джонсон: Прежде всего я думаю, что результаты выборов были невероятными. Президент Зеленский поставил под угрозу свой мандат через несколько месяцев после того, как победил в выборах, чтобы убедиться, что у него есть партнеры в парламенте. Я считаю, лучший показатель — то, что они начали менять Конституцию. Парламент принимает законы, борется с коррупцией. Это очень положительные первые шаги, и у них довольно агрессивные планы на следующие месяцы.
Крис Мерфи: Это не слишком отличается от американской системы, когда новый президент приходит к власти. Они пытаются получить больше в самом начале, когда у них еще есть «ветерок позади». Я не обвиняю Зеленского за то, что у него большинство. Мы поддерживаем их.

Украина, Польша и США подписали меморандум о поставках американского сжиженного газа в Украину. Это прорыв нового правительства или продолжение сотрудничества, установленного предыдущим правительством?
Крис Мерфи: Я не знаю, прорыв ли это. Но у нас есть всесторонний план, который обеспечит энергетическую независимость как Украине, так и Европе. Сенатор Джонсон и я на самом деле не совсем понимаем интерес Европы в том, чтобы сотрудничать с Россией. Не только потому, что это вредит Украине в краткосрочной перспективе, но и потому, что это в долгосрочной перспективе вредит самой Европе, так как они все больше будут зависеть от российского продукта.
Сжиженный природный газ — это часть решения, но должны быть и восстанавливаемые энергетические ресурсы. Другие страны здесь успешнее Украины. Я бы хотел, чтобы США делали чуть больше, чем просто давали советы. Лучше бы они давали какое-то финансирование.
Рон Джонсон: Одна из главных причин, почему вы должны уничтожить коррупцию, установить верховенство права и уважение к частной собственности — это все важно для иностранных инвестиций в любую страну. Это будет важной составляющей борьбы с коррупцией.
Каковы другие аспекты экономического сотрудничества США и Украины?
Рон Джонсон: Чтобы иметь мощную экономику, надо иметь защищенную и безопасную страну. То, насколько Россия дестабилизировала ситацию в Украине, незаконно аннексировав Крым и оккупировав восток страны, сильно повлияло на экономику. Я хочу быть уверенным в том, что США будет поддерживать украинскую армию в их смелых попытках побороть российскую агрессию. Я надеюсь, это поможет украинской армии закончить конфликт на востоке Украины, что президент Зеленский ставит себе как приоритет.
Крис Мерфи: Мы очень поддерживаем прочное экономическое сотрудничество между Украиной и США. Но США — не Китай. У нас нет отраслей промышленности, которыми руководит государство. Наша миссия — попытаться помочь Украине стать более открытой к частным инвестициям. Американские компании будут в Украине, если будут знать, что у них будет оборот, польза от инвестиций в этой стране. Без дальнейшего прогресса в антикоррупционном процессе и без верховенства права американские компании просто не будут в вас заинтересованы. Именно поэтому мы так сильно сфокусированы на продолжении правительственных реформ — именно это может заставить американские компании заходить на украинский рынок, это то, чего мы хотим.

Вы коснулись отношений с Китаем. Сейчас в Украине хорошие отношения и с США, и с Китаем. Как эти отношения могут повлиять на сотрудничество с США, если мы будем продавать оружие, например, Китаю? Как тут балансировать?
Крис Мерфи: У вас и должны быть хорошие отношения и с США, и с Китаем. Я бы просто посоветовал вам быть осторожными с продуктами, которые Китай может вам предлагать. Мы знаем, какие инструменты могут быть доступны Китаю, если они получат контроль над вашей системой быстрого интернета. Не думаю, что вы хотите, чтобы Китай контролировал такие важные технологии.
Мы хотим, чтобы страны, которые являются нашими экономическими партнерами, могли иметь бизнес с Китаем. Просто будьте осмотрительными и осторожными с теми секторами, в которых Китай может доминировать.
Рон Джонсон: Мы видим, как Китай давит на свободу людей в Гонконге. Я бы рекомендовал украинцам быть очень осторожными в отношениях с Китаем, особенно в технологических.
У Украины была двухпартийная поддержка США долгое время. Но сейчас аналитики говорят, что Украину втягивают во внутренние политические споры США. Я говорю о сорванном визите юриста Трампа Рудольфа Джулиани, о его встречах с украинскими высшими должностными лицами. Какие вызовы его действия ставят перед новой украинской властью?
Крис Мерфи: Я думаю, что Украина должна быть очень осторожной в своих действиях, которые могут восприниматься как влияющие на американские выборы. Фактически мы пережили расследование, которое разоблачило потрясающий факт вмешательства в американские выборы. Я не думаю, что какой-либо друг или союзник США воспринимал вас как игрока в какой-либо роли в американских выборах. Это хороший совет для любой страны, не только для Украины.
Рон Джонсон: Я думаю, очень важно то, как Конгресс единогласно поддерживал украинцев. И это не изменится. Американцы хотят помогать людям по всему миру, тем нациям, которые борются за свободу, отстаивают капиталистическую систему, безопасность, защищенность, мир, процветание. Поэтому мы и в дальнейшем будем поддерживать украинцев.

Вы также затронули вопрос безопасности. Чувствуете ли вы, что с новым правительством сотрудничество в сфере безопасности между странами усилится?
Рон Джонсон: Повторюсь, что Конгресс и в дальнейшем будет поддерживать украинцев.
Крис Мерфи: Сенатор Джонсон прав. Мы как демократы действительно стремимся к сотрудничеству в сфере безопасности. Мы гордимся тем, что здесь есть американцы, которые осуществляют важные тренировочные миссии. Мы гордимся тем, что поддерживаем важные инвестиции в армию. Мы знаем, что здесь было много внимания к приостановке президентом предоставления помощи в сфере безопасности. Мы не знаем, какой будет результат. Думаю, что президент знает, что обе партии поддерживают продолжение финансирования безопасности, которое приостановлено — надеемся, что временно.
- Поделиться: