Дело танкера «Делфи»: в Госпогранслужбе опровергают вину командира корабля морской охраны

Государственная пограничная служба убеждена, что командир корабля морской охраны сделал все от него зависящее, чтобы не допустить к Одесскому морскому порту танкер «Делфи» в ноябре 2019 года.

Об этом указано в сообщении пограничников.

Там напоминают, что 4 октября офицеру Одесского отряда морской охраны ГПСУ объявили подозрение в халатности по делу танкера «Делфи». В то время он занимал должность командира корабля морской охраны.

«В связи с этим Госпогранслужба и морская охрана ведомства отмечает, что в той ситуации командиром корабля в полном объеме принимались все исчерпывающие меры в соответствии с предоставленными ему полномочиями», — отметили в ГПСУ.

Там объясняют, что это судно под флагом Молдовы находилось в территориальном море Украины с закрытой границей. Оно имело на это право, согласно свободе судоходства по нормам международного права. Это, мол, означает, что нет фактов незаконного пересечения государственной границы.

В то же время корабль морской охраны постоянно наблюдал за судном. Когда от Службы безопасности поступила информация о возможной причастности судна к противоправной деятельности, специалисты морской охраны осмотрели его.

«Во время проверки пограничники зафиксировали ряд нарушений в судовых документах, было отмечено неудовлетворительное состояние самого судна, угрозу навигационной и экологической безопасности, особенно в прогнозируемых погодных условиях», — отметили в ГПСУ.

О результатах якобы проверки сразу же сообщили Государственную экологическую инспекцию, Государственную фискальную службу, Администрацию морских портов, Государственную службу морского и речного транспорта, СБУ и Нацполицию.

«Нарушений пограничного законодательства не выявлено, поэтому оснований для задержания и конвоирования в порт в рамках правоохранительных действий не было», — заявили в Госпогранслужбе.

А еще там отмечают, что, с учетом аварийного состояния судна и сложных погодных условий, была необходимость провести спасательную операцию. В то же время это не входит в компетенцию морской охраны Госпогранслужбы.

«При этом, когда открытыми каналами связи капитан судна "Делфи" подал сигнал бедствия, корабль морской охраны оставался рядом, в готовности спасти экипаж до прибытия буксиров и катера морской поисково-спасательной службы», — добавляют в сообщении.

Позиция следствия

Правоохранительные установили, что судно «Делфи» якобы пересекло государственную границу Украины без надлежащих документов, с недостаточным количеством членов экипажа (трое вместо по крайней мере пяти), а также с поломками главного двигателя и систем связи и недостаточным количеством горючего и провизии.

«В результате грузовой танкер в условиях шторма сорвался с якоря и, дрейфуя, сел на мель близ одесского пляжа "Дельфин", где произошла утечка нефтепродуктов», — заявляют в Офисе генпрокурора.

Командиру корабля морской охраны Одесской морской охраны, который пропустил танкер, объявили подозрение по ч. 3 ст. 425 Уголовного кодекса. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 7 лет.

Ранее о подозрении объявили бывшему капитану порта «Южный»: он якобы не оценил угрозу дрейфа технически неисправного судна «Делфи» в 2019 году.

В августе 2020 года капитана «Делфи» признали виновным в нарушении правил эксплуатации водного транспорта. Поскольку он признал свою вину и помогал следствию, его освободили от наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год и назначили испытательный срок на год.

Что предшествовало?

Эпопея с танкером «Делфи» началась в ноябре 2019 года, когда он затонул у побережья, а его экипаж в составе трех человек до последнего отказывался от помощи, из-за чего их спасли фактически силой.

По закону убрать затонувшее судно должен был его владелец, но до конца июля, то есть за восемь месяцев, сделать это он так и не смог. Не помог и визит на место происшествия президента Зеленского. В конце концов, государство отобрало у судовладельца право убрать танкер. Ситуацию даже признали чрезвычайной на местном уровне.

Впоследствии суд наложил арест на танкер с правом его перемещения АМПУ или другими лицами по поручению последнего. В сентябре 2020 года танкер убрали с одесского пляжа. Его отбуксировали в порт Черноморск.

Пока «Делфи» находился на мели, с него несколько раз вытекали нефтепродукты. Это привело к загрязнению местной акватории и гибели морских животных.