«Иду на мессу». Как в Польше протест против запрета абортов превращается в борьбу с Католической церковью

Протестующие перекрывают улицы во время протеста против ужесточения закона об абортах, Плоцк, Польша, 26 октября 2020 года
Протестующие перекрывают улицы во время протеста против ужесточения закона об абортах, Плоцк, Польша, 26 октября 2020 годаEPA/SZYMON LABINSKI

В Польше шестой день продолжаются протесты против решения Конституционного Трибунала по делу об абортах. Протестующие обвиняют правящую партию «Право и справедливость» и Католическую церковь во вмешательстве в их частную жизнь. Эксперты прогнозируют: решение Трибунала, вместо того чтобы сделать из Польши оплот консерватизма, в результате может привести к радикальной секуляризации.

22 октября Конституционный Суд Польши, отвечая на обращение 119 депутатов от правоконсервативных партий, решил: прерывание беременности из-за тяжелой болезни и генетической патологии плода противоречит польской Конституции.

Еще в 1993 году Сейм запретил польским женщинам делать аборты по так называемым социальным причинам (когда главной причиной прерывания беременности является материальное положение матери или нежелание иметь детей). Но разрешил в случаях, если беременность является следствием изнасилования, инцеста, угрожает жизни или здоровью матери или если у плода есть генетические патологии.

В результате ежегодно несколько тысяч полек, чья беременность не подпадает под эти исключения, делают аборты за границей.

Решение же Трибунала фактически приведет к полному запрету прерывания беременности. Потому что среди более чем тысячи абортов, сделанных в польских больницах в прошлом году, 98% сделаны именно из-за болезни плода.

После решения судей Польшу лихорадит от протестов. Если сторонники запрета абортов — политики правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), представители pro-life движений, церковные иерархи — говорят о «триумфе жизни» и «возвращении достоинства эмбрионам», то противники — о недопустимом вмешательстве власти в частную жизнь, обреченных на пытки сотнях и тысячах тяжелобольных детях и их матерях.

Причем протесты очень быстро набрали не только антиправительственный, но и антицерковный характер. Фрустрация противников ПиС, умноженная на неопределенность времен пандемии и усталость от непоследовательных антиэпидемических мер, грозит Польше крупнейшим за последние десятилетия социальным взрывом.

Люди участвуют в протесте против ужесточения закона об абортах в Архикафедральной базилике Святых Петра и Павла в Познани, Польша, 25 октября 2020 годаEPA/JAKUB KACZMARCZYK

У дома пана К.

Симптоматично, что решение о запрете абортов принял Конституционный Суд, но протесты под его зданием проходили только в первый вечер. После этого главной целью протестующих стал частный дом лидера ПиС, недавно ставшего вице-премьером Ярослава Качиньского.

Именно его считают главным автором преобразований, через которые страна проходит с 2015 года. В частности, по его инициативе была ограничена независимость Конституционного Трибунала и судебной системы в целом.

Вопрос о доступе к абортам долго был для Качиньского инструментом отвлечения внимания от коррупционных афер в правительстве или неудач на международной арене. Хотя только 15% поляков выступают за полный запрет абортов, тема вызывает в обществе острые эмоции.

В последние недели партия Качиньского как раз требует горячей темы: Польша демонстрирует одни из самых высоких темпов роста заболеваемостиCOVID-19 в ЕС, госпитали переполнены, «скорые» часами не могут добраться до пациентов. При этом летом, вместо подготовки ко второй волне эпидемии, правительство щеголяло весенними успехами и раскручивало кампанию против «идеологии ЛГБТ».

«К сожалению, все эти события подтверждают классическую схему — чем больше объективная реальность ставит препоны авторитарной власти, тем больше эта власть усиливает свою хватку там, где может надеяться на слабый ответ,пишет журналист еженедельника Polityka  Эдвин Бендик. — Сейчас важно удержаться у власти, потому ПиС стремится радикализировать центр, чтобы снизить конкуренцию с правой стороны».

Под домом Качиньского вечером 23 октября собрались более 10 тысяч человек. Когда в соцсетях начали распространяться слухи, что Качиньский на это время перебрался в резиденцию премьер-министра в другой части Варшавы, толпа двинулась туда. Организаторы заявляют, что в кульминационный момент в акции приняли участие более 30 тысяч человек. Часть протестующих атаковала полицию. Десятки были задержаны — в Польше во время эпидемии массовые собрания формально запрещены.

Лозунги протеста неизменны с первого женского «черного марша» против полного запрета абортов в 2016-м: «Это война!», «Отстаньте от наших маток», «Мое тело — мое дело». Однако появился и новый — «Съе...те отсюда!»

О нем среди оппозиционных политиков из «Гражданской платформы» и «левых» партий идет жаркая дискуссия. Уместно ли использовать нецензурную лексику во время общественных акций? За подобные сюжеты сразу хватаются проправительственные СМИ, чтобы дискредитировать протест.

С другой стороны, людей на улице вывела бессильная ярость, усталость от ситуации, когда тела женщин становятся заложниками политико-церковных игр. Именно эту ярость они хотят выкрикнуть. Чувствуете себя неудобно? И очень хорошо. Нам надоело поступать так, чтобы вы чувствовали себя удобно, считают протестующие.

Демонстрации проходят не только в Варшаве, но и в 150 больших и малых городах. 26 октября протестующие по всей стране перекрывали автомобильное движение, даже в небольших населенных пунктах на акцию вышли несколько десятков человек. Это делает нынешние протесты хоть и не самыми массовыми — эпидемия все-таки отбивает у многих желание участвовать — но самыми географически широкими.

«Люди протестуют не только из-за вопроса об абортах. Протестуют из-за того, что у нас полный клинч бесправия. Большинству из нас уже нечего терять», — подытожила лидер протестного движения «Забастовка женщин» Марта Лемпарт в эфире радио ТОК FM.

Люди стоят перед кордоном полиции, участвуя в акции протеста против ужесточения закона об абортах перед кафедральным собором Христа в Катовице на юге Польши, 25 октября 2020 годаEPA/ANDRZEJ GRYGIEL

Вторая Ирландия

В отличие от предыдущих «черных протестов», сегодняшние имеют ярко выраженную антиклерикальную направленность.

Польша является одной из самых религиозных стран ЕС. Католическая церковь, которая имеет неоспоримые заслуги в борьбе за национальное единство в XIX-м и с коммунизмом в ХХ веке, сегодня активно вмешивается во внутреннюю политику. В Польше есть уроки религии в школах, врачи могут отказаться выписывать контрацептивы из-за своих религиозных взглядов, во многих публичных учреждениях есть распятия.

Однако ситуация в последние годы начала меняться: процент поляков, которые регулярно посещают мессу, падает, уменьшается и число желающих стать священниками и монахами.

При этом польские епископы не скрывают недовольство папой Франциском, который избрал курс на либерализацию церковной жизни, признание за представителями ЛГБТ-сообщества права на гражданские союзы, расследование случаев педофилии среди иерархов. Польские епископы продолжают заминать педофильские скандалы и категорически высказываться о прихожанах с негетеронормативними взглядами. Церковь и аффилированные с ней общественные движения были главными лоббистами полного запрета абортов в Польше.

Поэтому нынешние протесты — это не только реакция на конкретное решение Трибунала, но и часть масштабного конфликта старого и нового, глобализации и консерватизма в Польше. В частности — выступление против влияния церкви на общественную жизнь.

В воскресенье по всей стране «Забастовка женщин» провела акцию «Иду на мессу». Во время воскресной службы протестующие заходили в храмы с плакатами, призывая к защите прав женщин и возвращению им возможности самим решать, прерывать ли беременность.

В Кракове манифестанты кричали под окнами архиепископа Марека Ендрашевского — под которыми 15 лет назад собирались, чтобы вместе оплакать смерть папы Иоанна Павла II — чтобы он «съе...ся отсюда». В Познани памятник папе-поляку разрисовали и нарядили в одежды из протестных транспарантов. В городе Щецинек девушки-подростки на улице окружили священника и кричали, чтобы он отцепился от них и их тела.

Люди участвуют в протесте против ужесточения закона об абортах перед церковью Святого Креста, Варшава, Польша, 25 октября 2020 годаEPA/PIOTR NOWAK

«Протест в церкви — это профанация? А что такое приговор Трибунала, как не вульгарная профанация прав и тел женщин? — риторически вопрошал депутат от «левых» Франек Стерчевский. — Перестаньте относиться с большим уважением к мертвым зданиям, чем к живым людям!»

Эксперты сравнивают польский антицерковный бунт с ирландским. В Ирландии Католическая церковь тоже долго и крепко держалась своих позиций, не желая сделать ни шагу назад. Но в результате ирландцы прошли через быстрый процесс секуляризации, церкви за десятилетие опустели, а два года назад жители республики на референдуме отказались от закона, запрещающего аборты.

По мнению публициста портала Kultura Liberalna Войцеха Энгелькинга, в октябре 2020-го в Польше закончилось «время католических святош». Полякам надоело жить той частной жизнью, какой живут их французские или британские сверстники, но при этом публично изображать из себя мещан прошлой эпохи: «Поддержка, которую протесты получают вне метрополии, в малых и средних городах, доказывает, что эта двойственность стала невыносимой. Многие перестали хотеть жить этой двойной жизнью, в которой современность не является полноценной, поскольку ее регулирует традиция».

В то же время консервативные поляки защищают церковь. При этом польское государство теряет монополию на насилие. В воскресенье варшавский костел Святого Креста от протестующих охраняла ОНР — организация правых радикалов, соорганизатор ежегодного Марша независимости. Мужчины в характерной черной форме и беретах, с повязками на рукаве, не только не давали пройти, но и буквально отшвыривали протестующих. Одну из женщин сбросили с лестницы, ее забрала «скорая».

При этом обе стороны конфликта называют действия оппонентов «варварством», «недопустимой агрессией», «переходом всех границ».

Протестующие перекрывают улицу в центре города во время протеста против ужесточения закона об абортах, Варшава, Польша, 26 октября 2020 годаEPA/RADEK PIETRUSZKA

Ад для женщин

Решение Конституционного Трибунала вступит в силу после публикации в правительственном вестнике. Это может произойти уже на этой неделе. Польские больницы, опасаясь возможных юридических последствий, уже отменяют запланированные операции по прерыванию беременности из-за генетических патологий плода.

Те польки, которые захотят сделать аборт по медицинским причинам, теперь должны ехать в другую страну ЕС. Что, конечно, возможно, но связано с дополнительными затратами. Плюс во время пандемии зарубежные поездки в целом является нелегким и непредсказуемым делом.

Акции солидарности с польскими женщинами проходят во всем мире. Французский министр по делам ЕС Клеман Бон назвал решение польских судей «серьезным нарушением прав женщин и наших ценностей» и предложил, чтобы право на прерывание беременности было вписано в законодательство Евросоюза. Шведки начали кампанию за то, чтобы Стокгольм сделал доступ к прерыванию беременности для полек бесплатным.

В Украине в понедельник прошли пикеты под польскими дипломатическими представительствами в Киеве, Львове и Харькове. В то же время в Киеве прошла также акция в поддержку «польского государства» против «опозоренных либералов». Организатором выступила ультраконсервативная организация «Традиция и порядок» при поддержке портала Polonews, который называет себя частной инициативой членов польского проправительственного Союза журналистов и энтузиастов польско-украинского объединения.

Перспективы польских протестов пока ограничены. Решение Трибунала отменить невозможно. Следующие парламентские выборы состоятся через три года. В среде оппозиции циркулирует идея о проведении референдума о прерывании беременности, для этого нужны 500 тысяч подписей. Но пока она не пользуется популярностью.

Но в долгосрочной перспективе минутный триумф может обернуться сокрушительным поражением консерваторов.

«Решение Трибунала положило конец прогнившему “абортивному компромиссу”, за который политические силы от правых до центристов держались как за спасательный круг, — отмечает Кайя Путо, автор портала Krytyka Polityczna. — Этот компромисс был нарушен, поэтому даже консерваторам из “Гражданской платформы”, избиратели которой прогрессивнее своих политиков в этом вопросе, будет трудно вернуться к нему. Это шаг на пути к праву, которое существует во всем цивилизованном мире. То есть — к абортам по желанию».

Автор: Елена Бабакова