К нам пришел директор НАБУ Артем Сытник. Вот что он сказал о Конституционном суде, ОАСК, Офисе генпрокурора и САП

К нам пришел директор НАБУ Артем Сытник. Вот что он сказал о Конституционном суде, ОАСК, Офисе генпрокурора и САП
Алексей Никулин/hromadske

Глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник в настоящее время является одним из главных ньюсмейкеров. 27 октября Окружной административный суд Киева (незаконные действия которого сейчас расследует НАБУ) обязал в течение месяца уволить Сытника. Такое решение он вынес на основании решения Конституционного суда — тот еще в августе признал неконституционным указ о назначении Сытника, но не лишил его полномочий. Кроме того, 27 октября КС признал неконституционным уголовную ответственность за незаконное обогащение, дела в отношении которого также расследует возглавляемое Сытником ведомство, а также ряд полномочий Нацагентства по предотвращению коррупции. Мы расспросили его, как последние решения ОАСК и КС влияют на работу НАБУ, в рамках программы «Мокрик По Живому». Пересказываем главное из почти часовой беседы.

***

Сейчас НАБУ расследует более 100 дел о недостоверном декларировании, около 20 уже рассматриваются в судах. Из-за решения КС их все мы будем вынуждены закрыть. Подобная история уже была, когда Конституционный суд отменял ответственность за незаконное обогащение в 2019 году. Это очень угрожающая тенденция и очередной удар по антикоррупционной реформе. Идея КС в том, что его решения окончательны и не могут быть обжалованы. Решения суда не должны ставиться под сомнение, а мы видим, что они — справедливо — ставятся под сомнение.

Последнее решение Конституционного суда, думаю, связано с тем, что мы приблизились к точке невозврата в антикоррупционной реформе. Приговоров [которые выносит Высший антикоррупционный суд] становится все больше, это уже тенденция — и эта тенденция испугала элиту, которая, в том числе находится в судах. Еще одна причина атаки на антикоррупционные органы — попытки пророссийских сил испортить отношения Украины с западным партнерами.

Алексей Никулин/hromadske

Решение ОАСК о моем увольнении — абсолютно абсурдно. НАБУ подаст апелляцию. Следующим подобным решением судов может быть, например, отмена Акта о независимости Украины, Декларации о государственном суверенитете. Если честно, эти люди [судьи ОАСК] немного потеряли чувство реальности. В решении ОАСК о моем увольнении и в решении КС об отмене ряда антикоррупционных норм есть конфликт интересов. В первом случае админсуд атакует НАБУ, которое расследует уголовные дела в отношении судей ОАСК, а во втором — судьи Конституционного суда отменили нормы, по которым ряд членов КС могли привлечь к ответственности.

Расследование дела «пленок ОАСК» продлили на полгода. Следователи и детективы работают. На них оказывается давление, потому что фигурантам нечего терять. Они на своих должностях с 2009 года и прямо говорят, что нормально себя чувствовали при любой власти. Никто раньше не хотел влезать в деятельность ОАСК, всем было комфортно. Что касается ОАСК, правильным и более простым решением было бы не ликвидировать его, а превратить его в суд первой инстанции.

Алексей Никулин/hromadske

У нас с Офисом генерального прокурора есть рабочие разногласия. После отставки руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры начали работать еще теснее. По делу депутата-«слуги» Александра Юрченко: мы предоставили Офису генпрокурора материалы по делу, после этого руководительница Офиса Ирина Венедиктова публично сказала, что их недостаточно, дальше мы обнародовали эти материалы, и уже потом подозрение было подписано. На совместном совещании ОГП, НАБУ и САП [26 октября] нам не говорили о неудовлетворительной работе — это появилось уже в пресс-релизе.

Из-за увольнения Назара Холодницкого мы не просто грустим — мы хотим прозрачного конкурса и избрания нового главы САП. После увольнения с Холодницким я неоднократно общался. Человек переживает за то, что происходит в НАБУ и САП. Есть угроза, что из-за проблем формирования конкурсной комиссии по отбору руководителя САП его результаты признают недействительными. Но в составе этой комиссии есть международные эксперты, и это — гарантия того, что он состоится, а новый глава САП не будет нелегитимным или зависимым.