Минобороны судится с Госаудитслужбой за прибыль своих партнеров. Что известно о деле на 2,5 млрд грн

Минобороны судится с Госаудитслужбой за прибыль своих партнеров. Что известно о деле на 2,5 млрд грн
hromadske

В январе скандал с яйцами по 17 грн для ВСУ всколыхнул страну и повлек за собой проверки, увольнения и уголовные дела. Через полгода мы попали в другую крайность — вполне возможны уголовные дела для украинских компаний—партнеров Минобороны за получение прибыли. Между этими точками — отчет Госаудитслужбы, который в МО уже назвали «отдаляющим победу».

«2,5 миллиарда грн ущерба государству»

24 января 2023 года. Через три дня после публикации скандального материала о «распиле» денег на продуктах для ВСУ министр обороны Украины Алексей Резников выступает на заседании комитета Верховной Рады. Он признает, что «есть ошибки», ответственный за тыловое обеспечение ВСУ замминистра уходит в отставку, а Государственная аудиторская служба проверяет сферу закупок.

Как позже рассказал Резников, проведение госаудита министерства, он инициировал лично еще в прошлом году. Так он хотел получить подсказки о слабых местах перед началом проведения реформ.

Ревизию завершили в мае, результаты выложили в акте на 3 тысячи страниц, а сам документ засекретили. Глава Госаудитслужбы Алла Басалаева тогда подтвердила журналистам, что яйца закупали по 17 гривен за штуку, а проверка показала «большое количество нарушений».

Тогда же Александр Соколовский — член президиума совета Федерации работодателей Украины и владелец «Текстиль-Контакт», сотрудничающий с МОУ, забил тревогу. Он заявил, что Госаудитслужба после проверки контрактов Минобороны выявила 2,5 млрд гривен «государственных убытков». Этими «убытками» оказалась прибыль поставщиков Минобороны.

«Как выяснилось, украинские компании не должны иметь в своих расчетах (что является неотъемлемой частью договоров) извлечение прибыли», — пишет Соколовский.

«Служебное рвение»

Проблема возникла из-за постановления Кабмина №335, принятого в марте 2022-го — через месяц после полномасштабного вторжения россии. Численность военнослужащих возросла в несколько раз, и нужно было чрезвычайно быстро обеспечить их всем необходимым, вспоминает Резников.

Поэтому правительство постановило: на время военного положения цена на товары и услуги для Сил обороны определяется на основании калькуляции всех расходов производителя, включая налоги. Это позволило ускорить закупки.

До полномасштабного вторжения закупки незасекреченных товаров и услуг для оборонки были открытыми и прозрачными, а компании-поставщики конкурировали между собой. После начала активной войны оборонные закупки были закрыты от общественности по соображениям безопасности.

Постановление №335 разрешило заключать с компаниями прямые контракты без проведения аукционов. Поставщики Минобороны работали так весь 2022 год и первое полугодие 2023-го.

Однако в самом постановлении о прибыли поставщиков ничего не сказано вообще. По логике Госаудитслужбы, если доходы не указаны, значит, их не должно быть, а полученные ранее надо вернуть.

Из-за такой трактовки и появились, по данным Соколовского, 2,5 миллиарда гривен «нанесенного государству ущерба». Причем, по его словам, компании должны вернуть даже уже задекларированную прибыль, с которой уплатили налоги.

Почему-то этот подход касается только украинских компаний и не распространяется на иностранные, отмечает Резников. По мнению министра, Госаудитслужба воспользовалась формальностью, чтобы найти зацепку в постановлении.

«…кто-то убежден, что лучший способ продемонстрировать “служебное рвение” — это не создать результат, а сгенерировать огромное количество формальных движений. Идея переименовать Запорожье — одна из самых свежих иллюстраций такого подхода. Ты обязан это делать? Нет. Так зачем ты это делаешь? Потому что можешь? Формализм побеждает здравый смысл», — пишет Резников.

 «Услышать каждого»

В июне Соколовский писал, что, несмотря на официальные письма Укрлегпрому и общение между озабоченными производителями и представителями Минэкономики, Минобороны и Минстратегпрома никто не внес предложение исправить постановление, перекладывая ответственность друг на друга.

В конце месяца президент Украины Владимир Зеленский лично провел встречу с представителями отечественного и иностранного бизнеса, работающего в Украине, чтобы выслушать их проблемы.

Президент Украины Владимир Зеленский провел встречу с представителями отечественного и иностранного бизнесаpresident.gov.ua

Как отмечает член Общественного антикоррупционного совета при Минобороны Украины Дана Яровая, тогда Зеленский дал задачу Кабинету Министров урегулировать ситуацию. Через две недели совещаний «проблемное» постановление №335 решили отменить, а вопрос решили путем внесения изменений в другое постановление — № 1275 от ноября 2022-го.

«Все согласились, даже глава Госаудита словами через рот говорит о том, что пересмотрят выводы государственного аудита в части прибыли», — отмечает Яровая.

«Справедливость восстановлена, частично»

11 июля 2023 года Кабмин вносит изменения в постановление, но выходит «ни вашим, ни нашим»: в цену все-таки включили все налоги, сборы и прибыль исполнителей. Но будет действовать это только для закупок, заключенных после вступления в силу решения, то есть после 18 июля. Минобороны просило, чтобы решение распространялось на все соглашения с начала военного положения.

По словам Яровой, между тем Госаудитслужба якобы рассылала письма правоохранительным органам с сообщениями, что доходы поставщиков Минобороны являются убытками государству, и инициировала возбуждение уголовных дел.

«Все поставщики МО — от носков, трусов до оружия разных калибров — замерли в немом шоке от ожидания “маски-шоу”, обысков, изъятия документов и прочего», — пишет Яровая.

Госаудитслужба пояснила, что экземпляр материалов ревизии Минобороны передали Департаменту военной контрразведки СБУ по обращению последнего. А Офис генпрокурора приобщил их к материалам уголовного дела.

Дело дошло до суда

Минобороны заявило, что благодаря последним правительственным решениям украинский бизнес на будущее будет уравнен в правах с иностранным, который без проблем закладывал себе прибыль в сделках.

Что же будет с соглашениями украинских компаний, заключенными с начала большой войны? Минобороны уже подало в Киевский окружной админсуд иск против Госаудитслужбы с обжалованием ее подхода. Первое подготовительное заседание прошло 25 июля.

Резников заявляет, что с юридической точки зрения позиция Минобороны безупречна, а поддерживает ее «не только здравый смысл», но и Гражданский и Хозяйственный кодексы, ряд системообразующих законов относительно предпринимательства, основательный пакет подзаконных актов и т.д.

«Формально защита интересов украинского бизнеса не является обязанностью министра обороны. Но только формально, потому что стабильная работа украинских государственных и частных поставщиков оружия, техники, боеприпасов, предметов вещевого обеспечения — это прямой интерес сил обороны Украины. Защищая украинский бизнес, мы защищаем интересы обороны. Это наш реальный суверенитет, наш запас прочности», — отмечает Резников.

В Минобороны заверили, что закупки по направлению тылового обеспечения в это время продолжают осуществлять в соответствии с действующими нормами закона: тендеры на закупку товаров и услуг проводятся, контракты для обеспечения ВСУ заключаются. Активисты же призывают правительство, ГАСУ и Офис президента урегулировать вопросы прибыли поставщиков немедленно.