Национализацию ПриватБанка признали незаконной. Экономика и деньги вкладчиков не пострадают

В ПриватБанке заверили, что судебное решение о признании национализации банка незаконной, не повлияет на его работу (на фото — отделение банка в Киеве, 19 декабря 2016 года)
В ПриватБанке заверили, что судебное решение о признании национализации банка незаконной, не повлияет на его работу (на фото — отделение банка в Киеве, 19 декабря 2016 года)Синиця Александр/УНИАН

Окружной административный суд Киева удовлетворил иск Игоря Коломойского в Национальный банк Украины и Кабинет министров Украины о неправомерности национализации ПриватБанка. Сейчас решение не вступило в силу, и Нацбанк планирует его обжаловать. Экономисты уверяют — паниковать не стоит, с банком ничего не случится.

Что значит судебное решение?

Суд признал, что банк передали в государственное управление безосновательно и с нарушениями законодательства. Сейчас это не означает ни возврата банку предыдущим владельцам, ни выплату компенсации. В то же время решение еще будут оспаривать — и НБУ, и Министерство финансов.

Кроме того, это только одно решение, за ним, говорят юристы, будет долгий период апелляций и других разбирательств. В общем по национализации ПриватБанка происходит более 150 судов в различных странах.

Повлияет ли это на экономику, курс гривны и деньги вкладчиков?

Нет. Виктория Страхова, в прошлом ответственный секретарь ПриватБанка, говорит, что на работе банка это никак не скажется. В самом ПриватБанке тоже сказали, что решение не повлияет на его работу, потому что оно не вступило в силу.

Опрошенные Громадским финансисты также заверили, что это решение никак не отразится на ситуации в банковском секторе. Разве что испуганные люди массово побегут срочно снимать деньги со счетов.

Экономисты не советуют этого делать, ведь в таком случае во избежание дестабилизации банка, государство вынуждено будет ограничить выдачу средств. Это приведет к еще большему нагнетанию негативных настроений в обществе.

«Это решение суда первой инстанции. А значит будет апелляция. А потом еще и Верховный Суд. Поэтому в ближайшее время никаких последствий для экономики не будет. Не надо бежать покупать доллары. Не надо забирать свои депозиты из банка. Пока банк остается государственным и надежным. Если не включать сюда потенциальную реакцию инвесторов, которые обратят внимание на это решение честного украинского суда», — прокомментировал инвестбанкир Сергей Фурса.

Инвестиционные аналитики предполагают, что незначительные колебания курса гривны все же могут произойти.

«Для инвесторов это плохой сигнал. Это создает опасность для финансовой стабильности. Теперь хочется услышать позицию Международного валютного фонда», — говорит Павел Кухта, заместитель главы в Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине.

Что говорит бывший владелец ПриватБанка Игорь Коломойский?

27 февраля 2019 года Игорь Коломойский обжаловал решение правительства о национализации банка и заявил, что хочет получить компенсацию после президентских выборов. В то же время он не хочет возвращать себе национализированный ПриватБанк. Взамен требует вернуть ему $2 млрд — уставной капитал банка на момент национализации. Он добавил, что после смены власти в Украине рассчитывает на «честный и справедливый суд и честную правовую оценку» по делу о национализации ПриватБанка.

«Мне непонятна позиция государства. Они хотят оставить себе ПриватБанк? Пусть оставляют. Мне не нужен ПриватБанк. Но там лежало два миллиарда долларов капитала. Пусть вернут, и нет вопросов. Приват — это бремя для государства. Оно не знает, что с банком делать», — пояснил Коломойский в интервью изданию «Экономическая правда».

И все же Игорь Коломойский и его компания Triantal Investments Ltd в одном из исков требуют возвращения акций ПриватБанка. До национализации Коломойскому принадлежали 41,7% акций ПриватБанка, компании Triantal Investments Ltd (связаная с Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым) — 16,6% акций.

16 апреля Хозяйственный суд Киева, который рассматривает иск олигарха к правительству и Национального банка Украины, продолжил рассмотрение дела до 7 мая.

Может ли ПриватБанк вернуться к Коломойскому и к чему это может привести?

В НБУ говорят, что не может. «Решение о выводе неплатежеспособного ПриватБанка с участием государства принималось в соответствии с нормами действующего законодательства, его поддержали СНБО и правительство Украины с целью обеспечения финансовой стабильности и сохранения средств граждан. Законность решений очевидна и обратная процедура в этом вопросе невозможна, ведь для этого нет ни правовых, ни экономических оснований», — указывает первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова. Кроме того, юристы отмечают, что в законодательстве нет процедуры возврата национализированных активов.

В то же время экономисты говорят: если ПриватБанк вернут Коломойскому, то он должен будет вернуть все вложенные в банк деньги государству. А это суммарно около 150 млрд гривен ($5,5 млрд). Соответственно, если банк лишится этого капитала, он станет неплатежеспособным, и его придется ликвидировать.

Еще один момент — чисто юридический. Даже если иск Коломойского о $2 млрд удовлетворят формально, ему придется доказать, что банк стоил именно 2 миллиарда. Ведь государство приобрело у него акции во время национализации за 1 гривну.

Кто решил признать национализацию безосновательной?

Окружной административный суд Киева уже отмечался ранее противоречивыми решениями. Это его Петр Порошенко решил ликвидировать конце декабря 2017 года, однако за 3 дня в финальной версии указа, которым ликвидировался ряд судов, Окружного админсуда Киева уже не было.

В феврале здесь запретили Ульяне Супрун выполнять обязанности министра здравоохранения. А накануне этот суд остановил конкурс на должность главы Государственной таможенной службы в ответ на иск народного депутата Андрея Антонищака. Также здесь решили запретить Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы проводить конкурс, который распорядился проводить правительство. В Министерстве финансов такое решение назвали необоснованным и сообщили, что правительство с ним «бороться».

Рассматривали дело судьи: Качур И.А. .; Келеберда В.И., Амельохин В.В . Источники Громадского говорят, что дело на контроле держал председатель суда Павел Вовк. Его в разное время связывали то с Сергеем Киваловым, то с народным депутатом от БПП Александром Грановским. Имиджево эта новость выгодна команде Порошенко, ведь играет против Владимира Зеленского, связь которого с Коломойским журналисты неоднократно фиксировали в многочисленных расследованиях, но сам политик влияние олигарха на свою кампанию отрицает.

Почему ПриватБанк такой важный для Украины?

Согласно последней отчетности банка в 2018 году, его активы составляют около 260 млрд гривен ($9,6 млрд) или почти 20% рынка банковских услуг. О таких банках, как Приват, говорят «слишком большой, чтобы упасть».

В 2016 году он занял 16-е место среди крупнейших банков Центральной и Восточной Европы. Клиенты — около 20 млн украинцев, или более половины граждан трудоспособного возраста. Почти три миллиона получают там зарплату.

Сейчас в сети отделений банка работает более 22 тысячи украинцев, а количество его терминалов и банкоматов —  крупнейшее в стране. В начале 2018 года у сети было более двух тысяч отделений, также она выпустила более 30 млн карточек.

Благодаря этим показателям НБУ дал учреждению статус «системно важный». Подобный статус в Украине также есть у Укрэксимбанка и Ощадбанка. Банкротство или проблемы в работе банковского гиганта могли бы означать, что около половины украинцев были бы отрезаны от своих средств.

Что будет с ПриватБанком после выборов?

Неизвестно. Политологи связывают Владимира Зеленского с Игорем Коломойским, поэтому считают, что в случае победы Зеленского на выборах дело ПриватБанка может получить положительную для экс-владельцев развязку.

Однако, по словам бывшего министра финансов Украины Александра Данилюка, который входит в команду Зеленского, независимо от решения суда, государство не сможет вернуть ПриватБанк его владельцам, так как не существует соответствующей процедуры. Также Данилюк считает, что национализация состоялась законно. В то же время Петр Порошенко говорит, что положительное решение суда по делу о Привате грозит сотрудничеству с МВФ.

В НБУ тоже напомнили о том, что ПриватБанк был важным моментом в сотрудничестве с МВФ. «Международные партнеры Украины неоднократно подчеркивали, что национализация ПриватБанка была важным шагом для обеспечения финансовой стабильности», — отметила первый заместитель главы Национального банка Украины Екатерина Рожкова.

Мысли об угрозе программе МВФ придерживаются и экономисты. «Национализация ПриватБанка была частью программы МВФ, ей посвятили целый раздел. Ее готовили целый год. Более того, ее провели как дружественную, получив от акционеров письменную просьбу о национализации... И даже сейчас, когда решение еще не вступило в силу, трудно предсказать реакцию МВФ. И это в год пиковых выплат по внешнему долгу. Но просто пропустить это решение, не заметив его, в Фонде не смогут», — написал в Facebook инвестбанкир Сергей Фурса.

Как национализировали ПриватБанк?

Крупнейший банк Украины правительство решило национализировать в декабре 2016 года, ведь еще в 2015-м Нацбанк обнаружил дыру в более 100 млрд гривен ($3,7 млрд) банковского капитала в ПриватБанке.

Правительство изменило процедуру национализации банков, а уже на следующий день 100% акций ПриватБанка перешло в собственность государства.

Чтобы спасти банк государство влило в его уставной капитал около 150 млрд гривен ($5,5 млрд). Национализировать банк было одним из требований МВФ для продолжения сотрудничества с Украиной. В своем меморандуме, который Украина подписала в сентябре 2016 года, МВФ определил это как один из обязательных шагов для получения страной нового транша.

По словам экс-главы НБУ Валерии Гонтаревой, до национализации более 97% кредитного портфеля банка (почти 150 млрд гривен ($5,5 млрд)) было выдано компаниям, связанным с финансово-промышленной группой «Приват» и ее владельцами Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым.

Поскольку судьба ПриватБанка зависела от 2-3 человек, которые держали весь портфель кредитов, риск его банкротства значительно увеличился.

Также в 2015 году журналисты писали, что ПриватБанк через компании-«прокладки» вывел за границу $1,8 млрд, что также повлияло на обвал курса гривны. Позже Генеральная прокуратура Украины расследовала это дело и говорила, что речь идет о средствах, которые Нацбанк выделил Привату для рефинансирования.

В 2016 году под давлением НБУ и Совета национальной безопасности и обороны главные акционеры банка дали согласие на национализацию, однако следующие два года между государством и бывшими владельцами банка продолжились суды.

В декабре 2017 года национализированный ПриватБанк подал иск в Высокий суд Лондона против Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова и ряда компаний, которые вероятно подконтрольные им. Суд арестовал активы обоих акционеров по всему миру на сумму более $2,5 млрд. Доказательства свидетельствовали, что через ряд незаконных операций Коломойский и Боголюбов вывели из финучреждения в 2014 году почти два миллиарда долларов.