«Не понимаем, зачем нас запретили»: иностранцы о закрытых границах Украины

Закрытые границы влияют на туризм и экономику. В конце апреля, например, Министерство культуры оценило потери украинской туристической отрасли после около месяца карантина в 1,5 миллиарда долларов США. На этот раз потери вряд ли будут настолько большими, поскольку туристическая отрасль еще не полностью оправилась после карантина. Но внезапно закрытые правительством границы (предварительно — до 28 сентября) все равно влияют и на работу, и на человеческие отношения.
После объявления о новом запрете на въезд для иностранцев hromadske пообщалось с жителями Великобритании, США и Дании. Всех их что-то связывает с Украиной.

Британец Джереми Майерс из Манчестера собирался лететь ко мне в Киев 4 сентября. Его родная Англия сейчас переживает не лучшие времена: период 20-26 августа показал самую высокую инфицированность коронавирусом в стране с конца мая. Всего в Соединенном Королевстве с начала эпидемии — 340 411 случаев, что почти втрое больше, чем в Украине (у нас — почти 131 тысяча).
Соединенное Королевство уже несколько недель находится в «зеленой» зоне, и поэтому британцам не требовался карантин по прибытии в Украину.
Но теперь Джереми не может приехать из-за нового запрета правительства на въезд иностранцев.
«Хорошо помню тот день, когда узнал о запрете. Моя девушка написала, что мне нужно немного побеспокоиться, потому что, похоже, предписывают закрыть границы», — говорит он.
Джереми рассказывает, что, хотя он и расстроен, финансово запрет ударил по нему не очень сильно, потому что он должен был лететь лоукостом Ryanair. Он даже смог перебронировать один из билетов на другую дату.
«У меня в Киеве девушка, поэтому не было забронированного отеля или иных расходов. Говорят, что границы будут закрыты только до 28 сентября, и я прилечу при первой же возможности после этого».
Джереми добавляет, что не очень верит, что именно наплыв иностранцев вызывает всплеск новых заражений, но говорит: «Это совсем не мое дело, консультировать украинское правительство по его работы».
А вот датчанин Франк Рункель, который уже более двух десятилетий консультирует различные организации по вопросам развития и управления, пытался прилететь в Киев для работы с hromadske последние несколько месяцев. Дания долго находилась в «красной» зоне, поэтому Франк ждал лучших времен. Всего в этой небольшой скандинавской стране более 17 тысяч случаев инфицирования коронавирусом.
Когда же, наконец, страна по критериям украинского Минздрава перешла в «зеленую» зону, Франк и его коллеги решились на бронирование поездки.
«Мы собирались поехать в Украину в сентябре дважды. В середине сентября — для работы с hromadske и в конце сентября — для другого клиента», — говорит Франк.
После объявления запрета Франк еще не скоро сможет добраться до Украины. Даже если ему удастся получить официальное письмо-приглашение от работодателя, Франк переживает из-за возможной отмене рейсов. Так, например, Международные авиалинии Украины, а также лоукостеры Ryanair и Wizz Air уже успели отменить часть рейсов на сентябрь.
«То есть даже если бы мы и смогли приехать, рейсов не было бы. Или мы сможем въехать, но не сможем выехать», — рассказывает он.
Почему закрыли въезд?
Уже неделю количество новых случаев в Украине не падает ниже двух тысяч в день. А Совет национальной безопасности и обороны прогнозирует, что ближе к местным выборам 25 октября количество зафиксированных заболеваний увеличится втрое. Прогнозы премьер-министра Дениса Шмыгаля о трех тысячах заболеваний день уже почти оправдались.
Но насколько эффективной мерой является сейчас именно закрытие границ? Иностранцы, прибывающие из стран «красной» зоны, и так должны пройти двухнедельную самоизоляцию или сделать тест, что значительно снижает риск завоза вируса из-за границы.
Есть и «конспирологическая» версия, что запрет для иностранцев может быть связан с празднованием иудейского нового года — Рош а-Шана.
Ежегодно в Умань, город в центральной Украине, на Рош ха-Шана съезжаются до 40-50 тысяч хасидов. В этом году праздник приходится на 18-20 сентября, однако хасиды часто приезжают раньше.
Еще 22 августа власти Израиля призвали Украину запретить в этом году паломничество хасидов в Умань, чтобы город не стал «горячей точкой» пандемии. Не исключено, что запрет правительства связана именно с попыткой избежать массового прибытия паломников.
Запрет на въезд в Украину только для хасидов мог бы вызвать скандал. Поэтому правительство якобы решило временно запретить въезд для всех иностранцев, чтобы «выйти сухим из воды».
МИД категорически это отрицает.
«Мы не принимаем решений по дискриминационным критериям, мы принимаем такие решения, которые помогают защитить здоровье граждан, независимо от их национальности, гражданства или религиозной принадлежности», — сказал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба во время брифинга 28 августа.
Пострадали от нововведений не только иностранцы. Кроме запрета на въезд, правительство также ужесточило украинский карантин в целом. Даже в «зеленых» регионах Украины теперь, например, запрещена работа ночных клубов и проведение дискотек. Также большинство концертов теперь должны отменить — например, уже был отменен ежегодный фестиваль Strichka.
Будет плохо, но не всем
В запрете на въезд для иностранцев много исключений.
Например, могут попасть в Украину люди, у которых здесь есть члены семьи (муж, жена, дети и т.д.). Также есть исключения для людей, въезжающих с гуманитарной целью либо с международной миссией. На границах пропускают и людей, которые едут на лечение или спортивные соревнования.
Отдельные исключения делают и для белорусов (хотя правозащитники отмечают, что этого недостаточно).

Одной из счастливиц, на которых решение украинского правительства не должно повлиять, стала американка Линни Хостетлер. В ее родном штате Пенсильвания зафиксированных заболеваний коронавирусом больше, чем во всей Украине — несмотря на то, что население его втрое меньше. США уже давно занимают верхние позиции в мире по количеству случаев. Сейчас в Штатах уже почти 6,5 миллиона случаев заболевания.
В Украине Линни играет на валторне во Львовском филармоническом оркестре. Она говорит, что не паниковала, когда появились новости о запрете: «Я видела одну статью [об этом], но я ее не читала. Обычно, я не доверяю информации на 100%, пока мне об этом не напишет посольство».
Через три дня после объявления запрета она получила письмо от посольства. Поскольку у Линни есть разрешение на временное проживание в Украине, запрет на нее не распространяется. Но, даже несмотря на то, что неприятность ее, кажется, миновала, Линни не понимает логики или эффективности такого решения.
«Я считаю, что запрет излишний, — говорит она. — Если мы говорим о COVID-19, то да, цифры растут, но они никогда не начинают снижаться, на самом деле. Я не очень понимаю, почему сейчас снова запретили».
- Поделиться: