Почему во время карантина выросли цены на продукты и что с этим делать?

Коронавирус, введение карантина, закрытие границ и авиасообщения, ограничения в наземном транспорте — это все поколебало не только нервы украинцев, но и их финансовую стабильность. С начала карантина в супермаркетах значительно выросли цены на продукты, в отдельных случаях на 50-60%. Это при том, что, по последним данным Госкомстата, цены в феврале упали, и эта тенденция к снижению инфляции продолжается последний год. Почему же подорожали продукты, причем здесь коронавирус и что с этим можно сделать — разбиралось hromadske.
Ажиотажный спрос
Новостями о коронавирусе Украина, как и весь мир, живет еще с февраля 2020 года. Первые смерти от вируса в Китае, первые случаи заражения в Европе и даже в Украине на ценах не отразились. В феврале, например, цены, по данным Государственной службы статистики, снизились на 0,3% (по сравнению с январем). Продукты же вообще подешевели на 0,4%.
Однако после объявления президентом и правительством плана защиты Украины от коронавируса, который содержит ряд беспрецедентных в истории мероприятий, цены поползли вверх. Причина — ажиотажный спрос. Такой спрос возникает, когда люди напуганы и не уверены в будущем.
«В такое время, в первую очередь, раскупаются товары длительного хранения — крупы, макаронные изделия, консервы, туалетная бумага, вода и тому подобное. Потом — овощи и фрукты», — сообщил директор сети супермаркетов «АТБ» Борис Марков.
При этом, эта сеть супермаркетов объясняет повышение цен на продукты тем, что после того, как у них раскупили продукты по старым и низким ценам, они «вынуждены были закупаться у поставщиков уже по новым и более высоким». То есть окончательную вину за подорожание магазины переводят именно на поставщиков.
По законам рынка, когда растет спрос, а предложение не меняется, это приводит и к росту цен. Подобную ситуацию украинцы наблюдали незадолго до введения карантина на рынке медицинских средств, цены на которые выросли в разы, а то и в десятки раз. Не последнюю роль в этом сыграли и спекулянты.
«Вспомните начало марта, когда все массово раскупали маски и дезинфекторы. Тогда тоже был ажиотажный спрос, и продавцы повышали цены. А чем продавцы продуктов отличаются от продавцов масок? Вот они и подумали, что чем одним можно, а другим — нет?», — отметил hromadske директор Института социально-экономических трансформаций Илья Несходовский.
Еще больше ажиотажный спрос подогрело решение правительства закрыть продуктовые рынки, которые конкурировали с супермаркетами за покупателя, что сдерживало рост цен.
«Сейчас все подняли шум по поводу повышения цены продуктов. Хотя дефицита товаров нет, но по-другому не может быть в условиях сокращения каналов дистрибуции. И никакой Антимонопольный комитет или комитет регулирования цен не поможет. Потому что так работает экономика», — пояснил советник правительства по экономическим вопросам Алексей Мушак.
Частично в росте цен на продукты виноват психологический фактор: во время ажиотажного спроса украинцы первыми скупили дешевые крупы, а также макароны, оставив только дорогой сегмент товаров, отметил Илья Несходовский. Он считает, что это могло повлиять на восприятие цен украинцами.
Информационная гигиена не менее важна чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спiльнокошт! Поддержите независимую журналистику

Курс доллара
Кроме ажиотажного спроса на продукты, карантин спровоцировал скачок курса валют. Ведь, кроме продуктов, люди начали скупать и иностранную валюту, что привело к тому, что наличных долларов и евро просто не осталось в кассах обменников.
В этой ситуации пришлось вмешаться Национальному банку и организовать завоз наличных долларов и евро в Украину. Кроме этого, для поддержки гривны Нацбанк продает безналичную валюту из резервов. Однако это все равно не сдерживает падение национальной валюты.
С начала марта курс доллара вырос на 3,5 гривны — с 24,56 до 28,13 за доллар. Это не могло не сказаться на тех продуктах, которые Украина импортирует. Прежде всего, на овощах и фруктах.
«В прошлом году импорт этой группы товаров увеличился в два раза. То есть цены на овощи и фрукты реагируют на изменение курса валют сразу», — объясняет Илья Несходовский.
Отметим, что накануне введения карантина и жестких ограничительных мер украинская таможня сообщала, что на территорию Украины завезли на треть больше продуктов, чем обычно.
«В целом импорт продуктов питания составил 158 тыс. тонн стоимостью $211 млн. Это почти 8 тыс. полностью заполненных фур на 20 тонн», — сообщали в Государственной таможенной службе.
Продуктовый импорт завозили, когда курс доллара был намного ниже. Поэтому сейчас довольно странно выглядит оправдание роста цен на продукты ростом курса валют.
Этот «парадокс» объясняют ожиданиями бизнеса: импортеры продуктов, наблюдая рост курса валют, формируют негативные ожидания относительно курса доллара в будущем. Поэтому уже сегодня закладывают в свои цены риск дальнейшей девальвации гривны.
«Плюс есть риск курсовых потерь или значительной инфляции, что также толкает цену вверх. И совершенно оправданы опасения, что сети в какой-то момент просто перестанут рассчитываться. Сославшись на коронавирус и форс-мажор. У поставщиков еще свежи воспоминания о предыдущем кризисе и поведении сетей», — считает Алексей Мушак.

«Сезонный фактор»
Цены на продукты в Украине традиционно растут весной. Это происходит потому, что запасы, производители и поставщики делают на зиму, заканчиваются.
«Если сравнить, скажем, октябрь и март, то очевидно, что в марте запасы продуктов будут меньше. Это означает, что меньше будет и предложение. Если добавить к этому ажиотажный спрос, то получим рост цен», — объясняет Илья Несходовский.
Скупив больше продуктов, чем обычно, украинцы опустошили запасы на складах, поэтому новые поставки станут только дороже. Частично продукты со складов будет заменять импорт, который так же подорожает в связи с ростом курса валют.
В этом году сезонный фактор роста цен на продукты усилила еще и теплая зима.
«Аномально теплая зима привела к увеличению количества неликвидной (испорченной — ред.) продукции на складах — на 40-50%. Также, из-за роста курса валют, выросли цены на пестициды, гербициды, которые сейчас, в период посевной, используют поставщики», — сообщил пресс-секретарь сети супермаркетов« АТБ »Сергей Демченко в эфире hromadske.

Что делать с ценами?
Цены, в частности, на продукты, в Украине регулирует рынок. Государство отказалось от регулирования цен как от наследства административно-командной советской экономики. Возвращение этого механизма, даже временно, несет определенные коррупционные риски.
«Возвращать государственное регулирование цен нельзя. Это полностью коррумпированный институт. В старые времена поставщики платили значительные по размеру взятки для того, чтобы государство устанавливало выгодные им цены, скажем, на топливо. При этом наказать за такие действия было почти невозможно», — отметил Илья Несходовский.
Сейчас в правительстве сообщают, что проводят «активный мониторинг» цен сетях супермаркетов и цен поставщиков продукции. Однако реальных рычагов влияния правительство на них нет. Даже если докажет, что цены на продукты выросли необоснованно.
Что правительство сделать может — это открыть продуктовые рынки. Соответствующее решение частично приняли, позволив на период карантина продолжить работать оптовым продуктовым рынкам. Это может сделать незначительную конкуренцию супермаркетам и немного снизить цены.
Разобраться со спекуляциями на рынке продуктов может Антимонопольный комитет (АМКУ). Киевское отделение АМКУ уже начало расследовать рост цен на продукты в столичных супермаркетах во время карантина. Супермаркеты, а также их поставщиков, подозревают в сговоре, в ходе которого они могли договориться синхронно повысить цены, чтобы заработать дополнительные деньги на ажиотаже.
Обычно, расследование Антимонопольного комитета могут длиться несколько месяцев, иногда даже до года, поэтому сейчас ждать быстрых результатов не приходится.
В то же время поставщиков и сети супермаркетов от необоснованного повышения цен должен сдерживать психологический фактор — страх быть наказанными в будущем. В случае, если Антимонопольный комитет докажет необоснованность роста цен, то на продавцов и поставщиков будет ожидать очень внушительный штраф — 5-10% от годового оборота, а это миллионы, а то и миллиарды гривен.
Вы можете делать вместе с нами качественный контент и показать, что происходит в разных регионах Украины в условиях карантина. Снимайте видео с ваших городов, расскажите, как переносите изоляцию, есть ли в аптеках маски, как ходит общественный транспорт — и присылайте на адрес editor.hromadske@gmail.com с темой «Марафон». Мы покажем ваши материалы в прямом эфире марафона «Хроники коронавируса», который выпускаем ежедневно в 8:00 и в 18:00.
- Поделиться: