Самолеты немецкой авиакомпании Lufthansa, которые не используются для полетов из-за карантина, припаркованные на аэродроме в международном аэропорту «Берлин Бранденбург» в Шенефельде, Германия, 23 апреля 2020 года
Фото:

EPA-EFE/OLIVER LANG

Едва ли не самый большой удар пандемия коронавируса нанесла авиакомпаниям. Карантин и запрет на международные перевозки пассажиров оставили авиакомпании без основного источника заработка, заставив их заморозить деятельность и «сжигать» откладываемые годами резервы, чтобы не обанкротиться. Как выживают авиакомпании во времена коронакризиса и чего ожидают в будущем — узнавало hromadske.

Как сильно ударил кризис по авиаперевозкам?

Отрасль путешествий и туризма стала одной из крупнейших жертв коронакризиса. Первые решения, которые принимали правительства стран в связи с пандемией, касались именно закрытия пассажирского авиасообщения и границ для иностранцев. Поэтому миллионы людей в мире вынуждены были отменить отпуска или рабочие поездки и возвращать билеты.

По расчетам Всемирного совета путешествий и туризма (WTTC), туристическая отрасль и сфера пассажироперевозок по итогам 2020 года может недополучить $2,1 трлн. Эта сумма эквивалентна ВВП Нидерландов и Мексики вместе взятых.

Из-за недополученных прибылей и невозможности вести бизнес компании начинают увольнять работников. В общем компании, работающие в сфере путешествий, из-за пандемии могут уволить 75 миллионов работников.

Удар коронавируса по авиакомпаниям также будет значительным. По расчетам Международной организации гражданской авиации (ICAO), убытки пассажирских авиакомпаний от пандемии могут составить от $160 млрд до $253 млрд в зависимости от сценария выхода из карантина. Общий пассажиропоток авиакомпаний в мире может упасть более чем на 1 миллиард пассажиров.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), из-за коронавируса пассажирооборот мировой авиации может сократиться вдвое, а доходы пассажирских авиакомпаний — упасть на $314 млрд.

Падение активности авиакомпаний уже повлияло на другие отрасли, например, энергетическую: из-за того, что самолеты не летают и не потребляют топливо, рекордно упал спрос на нефть, что привело к падению цены американской нефти до отрицательных значений.

Опустевший из-за карантина и закрытых границ международный аэропорт Даниила Галицкого во Львове, 17 марта 2020 года
Фото:

EPA-EFE/PAVLO PALAMARCHUK

Влияние испытали и аэропорты. Особенно болезненным удар был для украинских аэропортов, которые на протяжении последних нескольких лет наращивали пассажиропоток и активно развивались. В частности, аэропорт «Борисполь» вынужден был отправить 70% своих работников в простой, а убытки из-за карантина там оценивают в 380 млн грн ($13,9 млн) в месяц.

В связи с коронавирусом, государству даже пришлось пересмотреть свои планы по привлечению инвестиций в авиаотрасль: если раньше правительство планировало передать в управление частным инвесторам минимум 4 региональные аэропорты, то сейчас от этой идеи отказались, ведь не ожидают, что в ближайшее время такие активы смогут кого-то заинтересовать.

Как выживают авиакомпании?

За годы своей деятельности большинство из пассажирских авиакомпаний смогли накопить достаточно резервов, которые позволяют держаться «на плаву» во время коронакризиса. Однако объемы этих резервов не безграничны.

Еще в марте эксперты из аналитической компании CAPA, которая специализируется на авиаотрасли, прогнозировали, что из-за карантина большинство авиакомпаний мира могут обанкротиться до конца мая. По мнению аналитиков, выжить смогут только крупные авиакомпании и только в том случае, если их поддержат правительства стран.

Такие решения уже принимают. В частности, правительство США недавно выделило $9,5 млрд поддержки десяти большим и 83 малым авиаперевозчикам. Правительства стран ЕС также планируют выделить двум крупнейшим авиакомпаниям — Air France и Lufthansa — около 20 млрд евро.

Самолеты французской авиакомпании Air France, припаркованные в аэропорту «Орли» в период карантинных ограничений пассажирских перевозок, Париж, Франция, 1 апреля 2020 года. Правительство Франции планирует выдать кредит авиакомпании Air France на 7 млрд евро
Фото:

EPA-EFE/YOAN VALAT

Однако на государственную помощь могут рассчитывать далеко не все, ведь авиаотрасль, несмотря на свою значимость, трудоустраивает относительно мало людей, поэтому и объемы ее поддержки пока ограничены.

В Украине о дотациях или дешевых кредитах авиаперевозчикам вообще не говорят: государственная помощь бизнесу, пострадавшему от карантина, направлена, прежде всего, на малых и средних предпринимателей. Это заставляет отечественные авиакомпании искать выход из кризиса самостоятельно.

Один из вариантов — перепрофилирование на грузовые перевозки. Тем более, что спрос на них сейчас есть, ведь правительства не только Украины, но и во всем мире активно перевозят на самолетах товары медицинского назначения.

Так, о начале осуществления грузовых авиаперевозок пассажирскими авиалайнерами сообщила крупнейшая авиакомпания Украины МАУ. Сейчас грузы перевозят два самолета МАУ, однако там уверяют, что готовы выделить для этих целей 10 самолетов.

Гораздо активнее перевозит грузы относительно новая на авиарынке Украины компания SkyUp. До карантина компания работала по модели лоукостера, однако из-за кризиса там оперативно получили лицензию на осуществление грузовых перевозок.

«Выполнение грузовых перевозок как часть деятельности планировалось авиакомпанией еще до начала пандемии коронавируса. Введение карантинных мер в мировом масштабе, а также связанный с этим кризис на рынке пассажирских авиаперевозок ускорили внутренние процессы подготовки и дали толчок к более быстрому развитию нового направления в работе авиакомпании», — сообщили hromadske в пресс-службе SkyUp.

Сейчас из 11 самолетов украинского лоукостера 7 переоборудовали под грузовые перевозки, еще 4 самолета используют для нерегулярных специальных рейсов, на которых эвакуируют украинцев из разных уголков мира. Авиакомпания, несмотря на кризис, не консервировала ни одного своего самолета.

Информационная гигиена не менее важна, чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на Спильнокоште! Поддержите независимую журналистику
Самолет авиакомпании SkyUp Airlines в Международном аэропорту Запорожья, 14 ноября 2019 года, архивное фото
Фото:

Прилепа Александр/УНИАН

Несмотря на то, что пассажирские авиакомпании осуществляют грузовые или эвакуационные рейсы, объемы таких перевозок несравненно меньше, чем до коронакризиса. По данным системы Flightradar, отслеживающей передвижения самолетов, количество авиарейсов в мире упало с 176 тысяч до 67 тысяч в день (если сравнивать начало марта и середину апреля 2020 года). Размер загруженности авиакомпаний существенно снизился, поэтому многим из них пришлось сокращать работников.

В частности, венгерский лоукостер Wizz Air сообщил, что уволит 1000 своих сотрудников — это практически каждый пятый работник компании. Решение принято в связи с тем, что авиакомпания использует только 3% от своей операционной мощности, которая была до пандемии COVID-19.

О возможных сокращениях сообщили и в самом большом лоукостере Европы, Ryanair. Сейчас авиакомпания не уволила еще ни одного сотрудника.

«Мы гарантировали всем нашим работникам, что будем поддерживать выплату зарплат в апреле и мае. Если запрет на полеты продолжится и после мая, я думаю, мы будем увольнять сотрудников», — сообщил глава компании Майкл О'Лири в комментарии Reuters.

О сокращении работников сообщили и в украинских авиакомпаниях, в частности в SkyUp:

«Несмотря на все, к сожалению, это не те объемы перевозок, на которые мы рассчитывали наш флот и собирали летный персонал. И на сегодняшний день нет четкого понимания, когда будут восстанавливаться пассажирские перевозки и в каком объеме они будут выполняться. Поэтому мы вынуждены пойти на шаг с сокращением летного персонала».

Вместе с тем, в авиакомпании ожидают постепенного восстановления рабочих мест после карантина.

Не исключают сокращения персонала и в МАУ.

«Когда регулярное авиасообщение начнет восстанавливаться, можно будет проанализировать спрос, соответственно — количество самолетов, частотность рейсов, направления, по которым они будут выполняться и тому подобное. Таким образом, станет понятно, какое количество персонала нужно. На сегодняшний день мы не можем исключить реструктуризации в подразделениях авиакомпании и сокращения отдельных должностей», — сообщила директорка по коммуникациям компании Евгения Сацкая в комментарии «Укринформу».

Она отметила, что ежемесячно авиакомпания теряет по $14,5 млн из-за простоя и карантина.

Самолет авиакомпании Ryanair на фоне самолетов авиакомпании МАУ в аэропорту «Борисполь», Киев, 3 сентября 2018 года, архивное фото
Фото:

Гонтарь Владимир/УНИАН

Не так драматична ситуация в компании «Роза Ветров», которая занимается преимущественно чартерными авиаперевозками.

«Сейчас говорить об убытках пока неуместно. „Роза ветров“ — больше чартерная компания и основные доходы получает в летний сезон, начиная с мая. Однако, чем длиннее будет карантин, тем более драматичной будет становиться ситуация», — сообщил hromadske заместитель генерального директора «Розы Ветров» Сергей Яновой.

К кризису компания готовится, проводя переговоры с партнерами. В частности, «Розе Ветров» удалось договориться о продлении сроков выплат за лизинг самолетов и аренду другого имущества.

«Сейчас мы в основном находим взаимопонимание с контрагентами, они идут на встречу», — добавил Яновой.

Когда авиаотрасль снова оживет?

Ситуация с коронавирусом и с карантинными ограничениями в мире очень динамичная, поэтому и эксперты, и международные организации, и сами авиакомпании не берутся прогнозировать, когда и как отрасль вернется к нормальной жизни.

Сейчас украинское правительство продлило карантин до 11 мая. До того же времени будет действовать и запрет на авиаперевозки. Скорее всего, этот запрет будет действовать и после 11 мая, ведь выход Украины из карантина будет постепенным, а восстанавливать планируют работу, в первую очередь, городского и пригородного транспорта.

ICAO прогнозирует два варианта выхода мировой авиации из кризиса. Согласно первому, восстановление авиаперевозок может произойти уже в конце мая 2020 года. При таком сценарии убытки авиаотрасли могут составить до $218 млрд, а падение пассажиропотока — до 963 миллионов человек (по итогам 9 месяцев 2020 года).

В менее оптимистичном сценарии ICAO ожидает восстановление авиаперевозок по схеме, подобной латинской букве U: после резкого падения будет продолжаться период, в течение которого авиаперевозки будут на минимальном уровне. В таком случае, восстановления авиаотрасли стоит ожидать не раньше сентября 2020 года, падение пассажиропотока составит 1,11 миллиарда человек, а убытки отрасли — $218-253 млрд.

Самолет венгерской авиакомпании Wizz Air в Международном аэропорту Ференца Листа в Будапеште, Венгрия, 7 марта 2019 года, архивное фото
Фото:

EPA-EFE/SZILARD KOSZTICSAK

IATA прогнозирует восстановление авиаперевозок не ранее третьего квартала 2020 года. При этом в организации отмечают, что большинство авиаперевозок в мире будут внутренними, а восстановление международных авиалиний будет происходить медленнее.

«Восстановление пассажирских перевозок зависит от того, когда будут сниматься ограничения внутри страны и открываться границы. После таких жестких ограничений, как правило, идет спад спроса на авиаперевозки в целом. Поэтому вряд ли хотя бы одна авиакомпания мира вернется к выполнению полетной программы в тех объемах, которые были анонсированы ранее», — сообщают в авиакомпании SkyUp в ответ на запрос hromadske.

Там также не берутся прогнозировать свою ценовую политику и будущие направления полетов, ведь еще много составляющих посткоронавирусного мира остаются неизвестными.

МАУ ожидает восстановить авиаперевозки до докризисного уровня зимой 2020 года, а выйти на безубыточную деятельность только летом 2021 года.

«Мы ожидаем, что период восстановления работы компании продлится до начала летней навигации 2021 года. Лето 2020 года пройдет под влиянием пандемии, а восстановление авиации будет происходить уже зимой 2020-2021 годов. При этом зима для всего авиационного рынка — это всегда убыточный «низкий» сезон, который дотируется доходами летнего периода», — сообщила директор по коммуникациям компании Евгения Савецкая.

Самолеты авиакомпании МАУ в Международном аэропорту «Борисполь», Киев, 11 июня 2017 года, архивное фото
Фото:

Гонтарь Владимир/УНИАН

Украинское правительство ожидает, что восстановление авиаперевозок будет постепенным и первым «оживет» внутренний рынок.

«Что мы делаем сейчас — стараемся как можно раньше реанимировать авиацию. Возможно, придется переориентироваться сначала на внутреннее сообщение. Наверное, и люди будут больше готовы к внутреннему туризму. Сложно представить, что кто-то сейчас захочет лететь в Рим на вкусную пиццу с вином. И Италия с Испанией не будут сильно спешить открывать свои воздушные ворота», — сообщил министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью «Лиге».

Вместе с тем, ряд авиакомпаний уже объявили о продаже билетов из Киева на 12 мая и более поздние даты. В частности, Wizz Air продает авиабилеты в Вену, поскольку в Австрии уже с 1 мая отменяют ряд карантинных ограничений. Однако вероятность того, что эти авиарейсы состоятся, пока очень низкая.

«У нас некоторые авиакомпании продают билеты на период после карантина, исходя из сегодняшней даты его окончания — 11 мая, хотя очевидно, что все равно будут какие-то ограничения после этой даты», — сообщил Криклий.

Независимые благодаря вам

Мы работаем независимо от политиков и олигархов. Наша журналистика существует благодаря вам. Вы можете поддержать нас, а мы можем продолжить рассказывать, что на самом деле происходит.

Поделиться: