Сенат утвердили регламент проведения слушаний по делу импичмента Трампа

Сенат США рассматривает резолюцию главы республиканского большинства Мича Макконела, которое определяет регламент судебных слушаний по делу импичмента президента США Дональда Трампа, Вашингтон, США, 21 января 2020 год
Сенат США рассматривает резолюцию главы республиканского большинства Мича Макконела, которое определяет регламент судебных слушаний по делу импичмента президента США Дональда Трампа, Вашингтон, США, 21 января 2020 годскриншот трансляции

Верхняя палата американского парламента — Сенат — после более 12 часов обсуждений принял резолюцию, которая определяет правила проведения слушаний по делу импичмента президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа.

Резолюцию 21 января внес глава республиканского большинства Сената Мич Макконел. Теперь в Сенате начнутся слушания по существу дела импичмента Дональда Трампа.

суть резолюции

Как будут проходить слушания в соответствии с резолюцией?

  • Обвинителям (так называемым «руководителям импичмента» от Палаты представителей, которых назначил ее спикер Нэнси Пелоси) и стороне защиты (юридической команде Трампа) предоставляется по 24 часа в течение трех дней для изложения своей позиции. На этом этапе ставить сторонам вопрос не разрешается.
  • После этого все собранные Палатой представителей во время расследования по делу импичмента материалы автоматически приобщаются к делу в Сенате.
  • Затем начинается 16-часовой этап, когда представители сторон могут задавать друг другу вопросы.
  • Еще 4 часа отводится на общее обсуждение. Во время этого обсуждения сенаторы могут вносить представление — в том числе о вызове новых свидетелей или придании новых доказательств к делу.
  • Далее состоится голосование по каждому из внесенных представлений (если они будут). Если принято решение о новых свидетелях или доказательствах — слушания в Сенате будут продолжаться и дальше, иначе — переходим к последнему пункту.
  • В случае вызова новых свидетелей сначала их показания сенаторы заслушивают за закрытыми дверями и потом отдельно решают,
  • В самом конце сенаторы проводят финальное голосование по каждой из статей импичмента — злоупотребление властью и препятствие работе Конгресса.

Сенат собирается для рассмотрения дела об импичменте во все дни, кроме воскресенья. Поэтому в «быстром» варианте голосование за статьи импичмента может произойти уже через 9 дней (по 3 дня — представление позиции обвинения и защиты, еще 2 дня — вопрос от сенаторов сторонам, и 1 день — на последнее обсуждение и голосование) — то есть до 1 февраля.

Претензии демократов

По мнению представителей Демократической партии, республиканцы пытаются как можно быстрее рассмотреть вопрос импичмента Трампа, не давая обвинителям вызывать свидетелей и рассмотреть новые доказательства.

«Это правила процедуры не для честного, а для сфабрикованного суда», — сообщил журналистам руководитель стороны обвинения, глава Комитета по вопросам разведки Палаты представителей США Адам Шиф.

Главная претензия со стороны демократов заключается в том, что резолюция позволяет заслушивание новых свидетелей и рассмотрение новых доказательств лишь в конце всего судебного процесса в Сенате. Таким образом, новые свидетельства и доказательства не будут фигурировать в обсуждениях и дискуссиях между сторонами, а сенаторы

Зато глава республиканского большинства Сената Мич Маконел утверждает, что внесенная им резолюция «устанавливает регламент [слушаний], который является честным, справедливым и соответствует прецедентам из прошлого».

Кроме того, демократы отрицают утверждение республиканцев о том, что резолюция Макконела основывается на правилах, по которым проводили импичмент президента США Билла Клинтона в 1999 году. На самом деле они в основном совпадают, но есть как минимум три отличия:

  • во-первых, на представление позиций сторон тогда отводилась неограниченное количество дней (но все те же 24 часа — в 1999 году обеим сторонам хватило три дня, как и предлагается в резолюции Макконела)
  • во-вторых, тогда материалы Палаты представителей, собранные в ходе его расследования по имипчменту, были автоматически добавлены к делу в Сенате в ее начале (а не после представления аргументов сторон, как сейчас);
  • и в-третьих, в случае импичмента Клинтона обсуждение о заслушивании свидетелей и рассмотрение новых доказательств длилось не 4 часа, а 6 (но тогда все же вызвали свидетелей, которых уже допрашивали в Палате представителей).

Поправки к резолюции

При рассмотрении резолюции в Сенате лидер демократического меньшинства Чак Шумер внес девять поправок к ней. Они предусматривали:

  • отправки запроса для получения документов, связанных с обвинениями против Трампа, в 1) Белый дом, 2) Государственный департамент, 3) Административно-бюджетное управление (последнее приняло решение о задержании военной помощи Украине), 4) Министерство обороны США;
  • вызов для дачи показаний 1) исполняющего обязанности главы администрации Трампа Мика Малвени, 2) его советника Роберта Блэйра, работника Административно-бюджетного управления Майкла Дафи, 3) бывшего советника Трампа по вопросам нацбезопасности Джона Болтона;
  • обязательства для каждой из сторон импичмента предоставить другой полученные по официальным обращениям доказательства, которые не являются частью материалов, собранных Палатой представителей в ходе своего расследования. Как объяснили демократы, так они хотят предотвратить сокрытию Трампом некоторых документов в ответ на официальное обращение;
  • необходимость отдельного голосования за каждое представление о вызове свидетеля или рассмотрении доказательств (в действующей резолюции предусмотрена также необходимость предварительного голосования за то, рассматривать ли такие представления вообще).

Все поправки были отклонены республиканским большинством в 53 голоса.

В то же время, как сообщает The Washington Post со ссылкой на собственные источники, демократы рассматривают возможность вызова в качестве свидетеля Хантера Байдена — сына экс-вице-президента США Джозефа Байдена, который работал в совете директоров украинской компании Burisma — в обмен на показания какого-то из высокопоставленных администрации Трампа.

Напомним республиканцы считают, что Байден-старший в 2015 году якобы заставил украинскую власть отправить в отставку экс-генпрокурора Виктора Шокина, чтобы заблокировать расследование против Burisma и, соответственно, своего сына.

Хронология событий

Напомним

  • 18 декабря 2019 года нижняя палата американского парламента — Палата представителей — объявила импичмент президенту США Дональду Трампу по двум статьям: злоупотребление властью (из-за принуждения власти Украины провести политически мотивированные расследования) и препятствование работе Конгресса (из-за блокирования рассмотрения конгрессменами дела о его импичменте).
  • Все это стало следствием расследования, которое развернулось из-за жалобы информатора из Белого дома на телефонный разговор Дональда Трампа и Владимира Зеленского. В жалобе, которую информатор подал в Конгресс в сентябре 2019 года, он утверждал, что президент США во время разговора с Зеленским в июле 2019 года требовалрасследования по делу компании Burisma, в совете директоров которой работал Хантер Байден, сын демократа Джо Байдена, который является конкурентом Трампа на предстоящих президентских выборах США.
  • После получения жалобы Конгресс США начал расследование, в рамках которого конгрессмены пытались установить, действительно ли Трамп и его адвокат Рудольф Джулиани оказывали давление на украинскую власть — и связана ли с этим задержка Трампом военной помощи Украине.
  • В стенограмме июльского разговора Трампа и Зеленского, которую в сентябре 2019 года опубликовал Белый дом, указано, что Трамп просил Зеленского «сделать ему услугу» и «разобраться с делом», на что Зеленский говорит, что следующий генпрокурор будет «полностью его человеком».
  • Трамп признал, что во время беседы с Зеленским вспоминал о Байдене, но уверяет, что не давил на президента Украины. Зеленский тоже утверждает, что не сделал ничего противозаконного.
  • 21 января вопрос об устранении Дональда Трампа с должности начнут рассматривать в Сенате США — верхней палате американского конгресса. Но поскольку для отстранения нужны две трети голосов, а большинство в Сенате принадлежит республиканцам, Трамп, скорее всего, сохранит свой пост.