«Свободная дискуссия» или «попытка улучшить имидж президента»? Мировая пресса о пресс-марафоне Зеленского

«Идет марафон, как называют его люди — те самые, которые утверждали, что популярному актеру, ставшему политиком, не нужны медиа. Никаких вопросов, подготовленных заранее, и никто не выбирает, какой репортер может задать вопрос», — написало о пресс-марафоне Зеленского американское издание The Washington Post.
14-часовая нон-стоп встреча с журналистами, в том числе иностранными, стала беспрецедентно продолжительной президентской пресс-конференцией, а на фоне громкого скандала с давлением США на Украину еще и вызвала оживленное обсуждение в мире.
Hromadske рассказывает, что писала мировая пресса о разговоре Зеленского с медиа и что думают иностранные журналисты, побывавшие на нем в Киеве.
Зеленский, Трамп и «никакого давления»
Главным тезисом пресс-конференции Зеленского, на котором акцентировало внимание большинство мировых медиа, стала реакция на скандал с давлением Трампа на Украину. Президент Украины заявил, что задержка в предоставлении Соединенными Штатами оружия для Украины не связана с компанией Burismа, где работал сын кандидата в президенты США Джо Байдена.
Во время общения с журналистами Зеленский сказал: шантажа со стороны Трампа не было, потому что «это вовсе не было предметом нашего разговора».
На это сразу же отреагировал президент США Дональд Трамп: «Президент Украины Владимир Зеленский заявил журналистам в четверг, что его противоречивый июльский телефонный разговор с президентом Трампом не касался взяточничества, шантажа или деловой борьбы, как утверждают демократы, жаждущие импичмента». А цитируя эти слова Трампа и объясняя обстоятельства скандала между США и Украиной, благосклонный к нему телеканал Fox News отметил: «Трамп, как и другие критики Байдена, задается вопросом о том, как Хантер Байден (сын Джо Байдена, — ред.), который, как известно, мало что понимал в энергетическом бизнесе, оказался в совете директоров Burisma».
Во время пресс-марафона Зеленского стало известно об аресте в США двух партнеров Рудольфа Джулиани, адвоката президента США Дональда Трампа — Льва Парнаса и Игоря Фрумана. Вероятно, именно они организовывали общение бывших генеральных прокуроров Виктора Шокина и Юрия Луценко с Джулиани по вопросу уголовного преследования бывшего вице-президента США Джо Байдена, которого называют главным конкурентом Трампа на выборах 2020 года. Информационное агентство Reuters отметило: во время общения с журналистами Зеленский сказал, что никогда не встречался с этими людьми.
Немецкое издание Der Spiegel пишет: «В то время, как для Трампа дело Украины набирает обороты, Зеленский долгое время не комментировал обвинения. И только недавно заявил, что Трамп на самом деле не давил на него». К тому же издание обратило внимание на то, что Зеленский пообещал расследовать возможное вмешательство Украины в выборы США 2016 года.
Британская ВВС подчеркнула, что Зеленский «не верит, что после официального запуска процедуры импичмента Трампа отношения Украины и США ухудшатся».
А израильское издание Haaretz цитирует слова Зеленского о том, что отношения с Германией после обнародования стенограммы разговора с Трампом, тоже в норме. Напомним, из стенограммы стало известно, что Зеленский заявлял о недостаточной помощи Украине со стороны Евросоюза.
В материале японского медиа The Japan Times говорится: «Отвечая на вопрос о Трампе, Зеленский настаивал: он не является марионеткой Трампа и, похоже, пытается положить конец вопросам, которые преследуют нового украинского президента после того, как стали известны подробности его разговора с Трампом 25 июля».

Все было по-честному
Многие мировые медиа, как, например, Times of Israel, акцентировали внимание на продолжительности президентской пресс-конференции. В этом Зеленский превзошел своего белорусского коллегу Александра Лукашенко — его общение с журналистами в феврале 2017 года продолжалось почти вдвое меньше, 7 часов и 21 минуту.
Хотя сам Зеленский во время пресс-марафона заметил, что ему не нравятся сравнения с Лукашенко или любыми другими мировыми политиками. «Я думаю, что я личность, и я похож исключительно на собственных родителей. Вот это нормальное сравнение», — отметил президент.
Впрочем, белорусские медиа неоднократно обращались к опыту пресс-конференций Лукашенко в контексте вчерашнего марафона, при этом достаточно положительно оценивая свободу слова в Украине.
В колонке для сайта белорусского телеканала «Белсат» политолог Александр Федута отметил: «К Александру Лукашенко уже давно допускают лишь прикормленных журналистов. То толпу российской региональной прессы заманят, то российских же „VIP-ов“, которые точно знают, о чем спрашивать нежелательно. А вот время, отведенное пресс-службой Владимира Зеленского на общение с журналистами, было разделено между людьми, власти ничем не обязанными».
Белорусская редакция Радио Свобода, журналистка которой также присутствовала на пресс-конференции Зеленского в Киеве, обратила большее внимание на вопрос актуальных отношений Украины и Беларуси. В частности, на недавнее возвращение украинского журналиста Павла Шаройко после заключения в Беларуси. Шаройко обменяли на белоруса Юрия Политику, задержанного в Украине по аналогичному обвинению — шпионаж. «Вместе с тем Зеленский ушел от ответа на вопрос, будет ли закрыто уголовное дело против гражданина беларуси Юрия Политики в черниговском суде», — добавляет издание.
Беспристрастность президента и его пресс-службы по организации пресс-конференции отмечали не только в сравнении с Беларусью, но и с США. Вот что пишет издание The Washington Post: «В противоположность Белому дому, где брифинги и новостные пресс-конференции практически исчезли, а чиновники отказываются иметь дело с Конгрессом, Зеленский инициировал свободную дискуссию, настолько близкую к спонтанному разговору, насколько это вообще возможно для национального лидера».
Издание также отметило: эта пресс-конференция была очень ожидаемой именно сейчас, в первую очередь, из-за обещания Зеленского как можно быстрее завершить войну с Россией и одновременно резкой реакции, которую вызвало в обществе подписание «формулы Штайнмайера».

Потребность улучшить имидж президента?
«Было бы хорошо иметь больше возможностей для общения один на один с Зеленским, впрочем, если этого не собираются делать, то как иностранный журналист я очень ценю возможность получить доступ в таком формате», — рассказала hromadske Сабра Айрес, московская корреспондентка Los Angeles Times. В то же время, как отмечает Айрес, формат оказался не только необычным, но и изнурительным и малоинформативным: «К 15 или 16 часам разочарование росло, потому что все сильно отставало от графика.Много иностранных журналистов ушли и не вернулись, когда после многих часов ожидания поняли, что до их групп очередь может и не дойти. А для тех из нас, кто работает на американскую прессу и расследует скандал с импичментом Трампа, не хватало информации и глубоких разъяснений», — отметила Айрес.
О специфике формата говорит и Фабрис Депре, журналист французского издания LaCroix: «Это было хорошо, однако, на мой взгляд, я бы лучше проводил такие пресс-конференции не столь интенсивно, но чаще».
Как отметило британское издание The Guardian, администрация Зеленского решила провести масштабную пресс-конференцию, чтобы «актуализировать нарратив о молодом антисистемном президенте с более чем 70-процентным рейтингом одобрения». В то же время, отмечает газета, в конце «это выглядело больше похожим на вынужденный марш, чем на марафон».
Журналист The Guardian Эндрю Рот, который был на пресс-конференции Зеленского, так сказал hromadske: «Я не видел ничего подобного раньше: это немного похоже на цирк и одновременно на шикарный театр. Понятно, что главный месседж был таков: мы открыты для прессы. И это было поразительно, что Зеленский был готов физически выдержать 14 часов допроса. Впрочем, этот формат давал мало времени, чтобы действительно выяснить главные проблемы».
Саму идею пресс-марафона Radio Free Europe описало так: «Необычная обстановка события 10 октября вписывается в нетрадиционный образ и стиль, которые весной этого года помогли Зеленскому занять президентское кресло».
Журналист польской Gazeta Wyborcza Петр Андрусечко отметил, что пресс-марафон президента Зеленского оставил неоднозначные впечатления.«Я понимаю, что это ответ на критику в адрес недостатка коммуникации, который стал очень заметным 1 октября, когда поспешно собрали пресс-конференцию после того, как украинские граждане начали узнавать о подписании „формулы Штайнмайера“ не от своей власти, а из российских СМИ». По мнению Андрусечко, в таких условиях пресс-марафон был прекрасной возможностью улучшить имидж президента.
Корреспондент Radio Free Europe Кристофер Миллер, был не менее дипломатичным в своих оценках: «Думаю, это было продуктивно, и Зеленский заслуживает положительной оценки за то, что столько времени потратил на журналистов. После этого марафона он несколько дней будет получать положительные отзывы в украинской и зарубежной прессе. Однако такая открытость коммуникационной политики администрации — это исключение, а не правило. Я не считаю, что в целом доступ к президенту, который до этого был неудовлетворительным, теперь улучшится».
- Поделиться: