Украинская газотранспортная система является стратегическим активом государства, поэтому ее приватизация невозможна.

Об этом сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман в эфире одного из украинских телеканалов, передает «Интерфакс-Украина».

«Однозначно говорю: ГТС Украины не может и не должна быть приватизированной. Она должна находиться в собственности государства. Все остальное — ложь. Людей под выборы запугивают. Гарантирую, что ни я, ни правительство не принимали никаких решений по этому поводу», — заявил Гройсман.

Отметим, что накануне в правительстве приняли ряд решений по реформе газового рынка и будущего Нафтогаза. В частности, в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, Нафтогаз должны разделить на две компании (провести анбандлинг) — собственно Нафтогаз и компанию-оператора ГТС.

В правительстве утвердили план разделения Нафтогаза по принципу ownership unbundling, по которому ГТС передадут в управление акционерному обществу, то есть в корпоративную собственность. В то же время владельцем 100% акций ГТС будет государство.

На модели ownership unbundling настаивали представители правительства и Всемирного банка. Однако в самом Нафтогазе неоднократно заявляли, что проведение анбандлинга по такой модели может привести к проигрышу Украины 3 миллиардов долларов Газпрому в Стокгольмском арбитраже и невозможностью выиграть новый спор на 11-14 миллиардов долларов.

В частности, Нафтогаз не сможет отстаивать новый иск против Газпрома в Стокгольмском арбитраже на общую сумму 12 млрд долларов. Этот иск в Украинской компании называют одним из рычагов давления на Россию в переговорах о транзите газа после 2020 года.

Напомним, что о принятии решения о разделении Нафтогаза по модели разделения собственности стало известно 22 мая 2019, однако соответствующее постановление правительства датируется 5 июня 2019.

«Премьер-министр В. Гройсман обязал разработать детальный пошаговый план действий, скоординировать включение предохранителей с Европейской Комиссией, Секретариатом Энергетического Сообщества, Всемирным Банком и другими международными партнерами», добавляют в магистральных газопроводах.

Отметим, что разделение Нафтогаза на 2 компании (известное как анбандлинг Нафтогаза) и выделение оператора газотранспортной системы в отдельное юридическое лицо необходимо для выполнения Украиной своих обязательств в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража и Третьей энергетической директивы ЕС.

Анбандлинг — требование ЕС в рамках Третьего энергетического пакета, которое предусматривает, что одно и то же лицо компании не может одновременно добывать, транспортировать и продавать газ.

6 декабря 2018 года в Еврокомиссии заявили, что Нафтогаз должен разработать договор о своем разделении до конца 2019 года.

В июле 2018 в Нафтогазе заявляли, что немедленное разделение компании и вывод из-под ее управление газотранспортной системы невозможно из-за спора с Газпромом в Стокгольмском арбитраже.

Напомним, что накануне Нафтогаз привлек международную аудиторскую фирму ПрайсвоерхаузКуперс для осуществления разделения на две компании.

Напомним, что 25 апреля адвокаты норвежской юридической компании Wikborg, Rein & Co, которые представляли интересы Нафтогаза в Стокгольмском арбитражном суде, советуют компании отложить вывод из-под ее управления Укртрансгаз. По мнению юристов, это представляет угрозу для будущего получения Украиной компенсации Газпрома по решениям Стокгольмского арбитража.

Позже в Нафтогазе отложили решение о разделении компании.

Поделиться: