«Я только спросить», или Репетиция референдума. Что известно про всенародный опрос Зеленского

Президент Владимир Зеленский объявил проведение всенародного опроса в день местных выборов 25 октября. Людям предложат пять вопросов. Однако что именно президент хочет спросить у украинцев, пока неизвестно. Сейчас такой опрос не предусмотрен ни Конституцией, ни законами Украины. Рассказываем, что это за опрос, для чего его хотят провести и можно ли с его помощью манипулировать избирателями.
Пять неизвестных вопросов
Что хочет спросить президент, пока неизвестно. В обращении Зеленского, в котором он анонсировал всенародный опрос, — никакой конкретики. Но обращение интригующее:
«25 октября на избирательном участке я задам тебе пять важных вопросов о том, что мы обсуждаем на улице, на кухне и в интернете, о чем спорим с друзьями, родителями или таксистами. О том, о чем нас раньше никогда не спрашивали. Пять важных вопросов, чтобы узнать твое мнение. Едва ли не впервые в истории независимости мы спросим: „А что думаешь ты?“ Почему твой ответ важен? Потому что будет так, как решишь ты».
Никаких юридических последствий опрос иметь не будет — говорится в разъяснении, которое появилось на сайте президента вдогонку ролику-обращению Зеленского. Основной тезис: проведение всенародного опроса — не что иное, как инструмент демократии и возможность для граждан решать, как должно развиваться государство:
«Предложенный президентом общенациональный опрос даст возможность каждому гражданину высказаться о том, что действительно важно для общества, чтобы на уровне всего государства можно было засвидетельствовать общественное мнение без его корректировки различными ангажированными „экспертами“ и политиками с более чем 20-летним стажем манипуляции народными ожиданиями. То есть государство ставит прямые вопросы обществу и получает прямые ответы без посредников».

Про Донбасс не будут спрашивать?
В проекте закона об опросах общественного мнения, который уже включен в повестку дня Верховной Рады, говорится, что во время них нельзя спрашивать об оккупированных территориях. Как и про выборы, торговлю, порядок управления оккупированными территориями и взаимодействие с государством-агрессором.
Впрочем, политический аналитик фонда «Демократические инициативы» Мария Золкина предполагает, что вопрос Донбасса в каком-то виде может быть включен в опрос:
«Это — политическая ширма для оправдания популистских или опасных для страны шагов. И хотя вопросы территориальной целостности не могут выноситься на референдум, но Донбасс тоже вниманием не обойдут».
Юрий Костюк, заместитель главы Офиса президента, уверяет, что ничего о Донбассе «протягивать» не собираются:
«Мы ожидали, что будут опасаться вопросов про Донбасс. Мы не хотим вредить сами себе и поднимать вопросы, которые несут опасность. Скоро будут опубликованы вопросы и все увидят, что никакой „зрады” там нет».
Репетиция референдума?
Костюк объясняет, что одним из пунктов предвыборной программы Зеленского было введение механизма народовластия, и сейчас над этим ведется работа:
«Мы в 2019 году во время кампании предлагали людям включиться в написание программы. Нам было важно, чтобы предвыборная программа включала вещи, которые важны для людей. Исторически так сложилось, что референдум в Украине воспринимается негативно. Но с его помощью образовалась независимая Украина. Что же касается опроса 25 октября, то его неправильно называть референдумом».
На вопрос, можно ли это назвать своеобразной репетицией референдума, Костюк соглашается:
«Можно и так назвать. Это естественно, когда государственная политика подкрепляется тем, что хотели бы граждане. Конечно, если говорить о референдуме, то в таком случае должно быть широкое обсуждение вопросов, выносимых на обсуждение. Государство должно обеспечить полную и всестороннюю информацию для того, чтобы гражданин имел полный выбор».
Верховная Рада летом этого года поддержала в первом чтении президентский законопроект о референдуме. Согласно ему, на референдум могут выноситься вопросы изменений в Конституцию, об изменении территории Украины (однако не о нарушении территориальной целостности), вопросы прекращения действия законов или их положений и вопросы общегосударственного значения. Сейчас законопроект ждет второе чтение.

Какова цель опроса и кто его будет проводить
В пояснительной записке к законопроекту об опросе общественного мнения говорится, что с помощью таких опросов хотят наладить взаимодействие между органами государственной власти и общественностью. Спектра возможных вопросов там нет, а цель опросов выписана максимально неконкретно: «Исследовать общественное мнение по определенному кругу вопросов, спроектировать управленческие решения, определить положительные и отрицательные явления конкретной проблемы».
Решение о проведении опроса принимает Кабинет министров, далее он поручает процесс Центральной избирательной комиссии, которая должна организовать и провести опрос, говорится в записке.
Поле для манипуляций
Директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто говорит, что опрос проводится с консультативной целью и, в отличие от референдума, никак ни на что не влияет. Угрозу манипуляций он видит лишь в том, как могут быть сформулированы вопросы:
«Если проводить отдельно — оно бы стоило столько же, сколько стоят выборы — безумных денег. Проводить опрос — это неплохая идея. Однако в законодательстве нет ни слова о том, как формулируются вопросы, а от этого очень зависят результаты. Непонятная процедура, будут ли там эксперты? Надо, чтобы была вовлечена какая-то социологическая комиссия из экспертов, которые сформулируют корректные вопросы».
На избирательном участке такой опрос проводить нельзя, говорит координатор гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская. Потому что все, кто имеют право там находиться — члены комиссий, наблюдатели, кандидаты, медиа и сами избиратели, — находятся там и выполняют свои обязанности в уже установленном законом порядке. Поэтому всенародный опрос должен быть организован на улице, и здесь есть поле для манипуляций, считает Айвазовская:
«Здесь наибольшего внимания заслуживает вопрос, кого именно будут опрашивать и как: тех, кто еще не проголосовал и направляется в помещение, или тех, кто вышел. Если первых, то очень важно само содержание вопросов. Они не могут содержать агитацию или скрытое стимулирование голосовать за партию, политическим/идейным лидером которой является президент. Если же опрос проводится на выходе из участков, то вопросы не повлияют на голосование, а лишь будут использованы в политических целях».
На это в Офисе президента отвечают: все нормы законодательства в ходе опроса будут соблюдены. А главная интрига — о чем будет спрашивать Зеленский — приоткроется уже завтра: вопросы начнут обнародовать с 14 октября.
- Поделиться: