«И пусть Порошенко в Москву булаву сдает»: как российский телевизионный агитпроп рассказывает о выборах в Украине

Член избирательной комиссии выходит из дома избирателей, с. Большие Дмитровичи Киевской области, 31 марта 2019 года
Член избирательной комиссии выходит из дома избирателей, с. Большие Дмитровичи Киевской области, 31 марта 2019 годаEPA-EFE/TATYANA ZENKOVICH

Итоговые выпуски ведущих российских телеканалов 31 марта напоминали слаженный оркестр, виртуозно выводивший одну и ту же мелодию из совершенно разных телестудий. Главную арию в выпусках отдали президентским выборам в Украине, но уже традиционная пропагандистская аранжировка донесла зрителю ровно то, что ему следует услышать.

Выборы-2019 — «самые грязные», США «вмешиваются в ход кампании», жителей оккупированной части Донбасса и заробитчан «лишили права голосовать». Как бы между делом вставляют, что «Порошенко расколол православных», а «весь состав ЦИКа лично им подобран и прикормлен» для сохранения власти, да и в целом в Украине куда ни глянь — «невообразимые безобразия» и «все разграбили». И как положено пугают майданом от «недовольного кандидата».

Похоже, что эфирную сетку этих выпусков составляли за одним столом, ведь сюжеты, герои и акценты в них — как близнецы-братья, снимали их как будто одни и те же съемочные группы, да и текст к ним словно писал один и тот же человек

Порошенко как «президент войны»

Так, «Итоги недели с Ирадой Зейналовой» на НТВ показывают очередь у штаба Порошенко в Павлограде, которая выстроилась якобы для получения тысячи гривен. Те же кадры и с теми же комментариями о подкупе избирателей вскоре будут крутить и «Вести недели с Дмитрием Киселевым» на России 24.

Президент Украины занимает в программах особое место, его вспоминают в разы чаще, чем всех других кандидатов вместе взятых. Порошенко в случае проигрыша предрекают побег из страны из-за уголовных дел, которые, уверены ведущие, на него сразу же заведут.

На НТВ отправляют его за пределы Украины на кораблях НАТО, которые зашли в Черное море как раз накануне выборов, а вот Киселев объясняет, почему нынешний президент Украины будет прятаться не в Испании, а в Молдове. По его мнению, там его сможет приютить местный олигарх и давний бизнес-партнер Владимир Плахотнюк. Киселев, отличающийся вольной интерпретацией истории и фактов, доверительно сообщает зрителю — молдавский олигарх начинал как сутенер, и намекает, что именно тогда, на заре его карьеры и познакомился с ним Петр Порошенко.

Два других сюжета в «Итогах» и «Вестях» на одну и ту же тему — об инсталляции, посвященной президенту Украины. Ее возят по оккупированной части Донбасса. Это книга с посланиями от местных жителей и огромный «орден позора», отлитый, по словам российских журналистов, из осколков снарядов ВСУ, собранных в районе Донецка и окрестностей.

И на НТВ, и на России 24 не без удовольствия отмечают, что против нынешнего президента активно выступают националисты, которые «гоняют его по стране как зайца».

Речь идет о событиях в начале марта. Так, во время визита Порошенко в Черкассы несколько сотен националистов пытались прорваться к нему, в результате чего возникли стычки с правоохранителями. В Киеве также не обошлось без драки: более тысячи активистов «Нацкорпуса» и движения «Национальные дружины» провели акцию протеста у здания Администрации президента. Такую активность вызвало недавнее расследование Bihus.info о коррупции в украинской оборонке.

«Махинации Порошенко нанесли ущерб национальному бюджету в $50 млрд… — заявляют в сюжетах. — [Хотя он] называл себя президентом мира, а стал президентом войны ». И это при том, что весь бюджет Украины, к слову, в 2019 году составил едва ли $34 млрд.

Другие кандидаты

Остальных участников предвыборной кампании в итоговых выпусках упоминают без ярко выраженных негативно-агрессивных пассажей, которые то и дело достаются Порошенко. Зеленского считают производной от войны олигарха Коломойского с действующим президентом. Подчеркивают, что политик из комика Зеленского никакой, только экранный, ведь он играет в сериале «Слуга народа». И говорят, что компромат на него находят с трудом.

Что любопытно, слово «якобы», которое обычно вставляют, когда обвинения не доказаны, никогда не используется российскими журналистами при освещении деятельности Порошенко. Тут им все ясно и все, якобы, доказано. Но это слово щедро используют при упоминании компромата против Зеленского — «якобы купленные виллы», и митингов Тимошенко — «якобы привезенные на автобусах граждане».

В целом прочим участникам гонки отводится крайне мало места. Даже о Бойко рассказывают лишь в контексте его встречи с Медведевым и недовольства этим визитом Порошенко.

Упоминают и Ляшко, но тоже вскользь. Журят его за публичные обвинения владельцев роскошных авто и добавляют — так вот же у него самого и автопарк имеется, и многомиллионная недвижимость.

О «миллионах избирателей без права голоса»

В обоих выпусках подчеркивается, что Украина не открыла ни одного участка в России, в Донецке и Луганске и лишила миллионы граждан возможности проголосовать. При этом герои сюжетов (на эту роль также традиционно берут бывших функционеров самопровозглашенных республик) как под копирку говорят: да не нужен нам ни украинский президент, ни сама Украина, мы хоть и не с Россией юридически, но «мы — Россия и русский народ». И показывают как по Донецку ездят машины с надписями «Вертели мы ваши выборы».

У Киселева — довольный жизнью украинский восток и голодный запад, который массово стоит в очереди на границе с Польшей, — вот так, мол, украинцы ездят за продуктами. Двое из трех героев на границе, которых представляют гражданами Украины, отвечают журналисту на польском, уверяя — не хотят видеть Украину в ЕС и за нынешнего президента голосовать не будут.

О многих миллионах украинцев (как минимум, 6-8 млн), уехавших за кордон, в сюжете России 24 говорит беглый премьер Николай Азаров. Впрочем, он вряд ли имеет реальное представление о миграционных потоках из страны спустя пять лет после собственного побега. Согласно данным министра соцполитики, осенью прошлого года за границей находилось 3,2 млн украинцев.

В итоговых выпусках нагнетают с первых секунд и до самого конца: так, в сюжете журналистки Екатерины Шереметьевой для программы Киселева на первых же кадрах о выборах — фаеры и колонна недовольных правилами растаможки водителей, которые «накануне выборов потеснили на Крещатике туристов и жителей столицы». Рассказав о волнах недовольства, нищете и нарушениях во время кампании, журналистка под занавес заявляет: 140 тыс. правоохранителей выделено для охраны порядка в Киеве в день выборов. Число это, все же, касается всей территории Украины, но ведь главное — напугать зрителя ужасами, которые творятся под боком у России.

Новости в стиле «распятого мальчика»

Видимо, поэтому к теме войны на востоке у Киселева обращаются не один раз и выдают в эфир еще один сюжет в духе рассказа о «распятом мальчике». И хотя на дворе 2019-й, а не 2015-й, зрителям по-старинке рассказывают о том, как в столярной мастерской иловайской средней школы «каратели батальонов “Днепр” и “Донбасс” устроили пыточную». Журналистка ходит по подвалу, показывает тиски, забирается в большие железные шкафы для инструментов, которые, по ее словам, были когда-то битком набиты мирными жителями. Но потом из школы «выбили “нацистов”» и, уверяет она, на территории нашли захоронения с телами жертв.

И там, и тут в итоговых программах мелькает еще один беглец — бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров. Его задача, судя по всему, напомнить о том, что «за всеми диверсиями и убийствами в “ДНР” торчат уши не только украинских, но и западных спецслужб».

Про «зловредный Запад» в обоих выпусках говорят много и от души, вспоминают визит в Киев вдовы сенатора Джона Маккейна — едва ли не главного, по мнению Киселева, русофоба. Синди Маккейн дали добро на визит, в отличие от российских наблюдателей, подчеркивает Киселев. Но зрителю также внушают — Украина, несмотря на выборы, уже мало кого интересует, разве что только в контексте отношений тяжеловесов в лице США, Европы и РФ.

Предвыборная гонка и день голосования в Украине занимают не меньше трети воскресных программ 31 марта. При этом «русский мир» старательно противопоставляют миру окружающему: вот говорят о низком уровне жизни и показывают в кадре мусорку, нищего и голубей, собирающих крошки, и тут же добавляют, что «немного спокойнее только в Киево-Печерской лавре». Прихожане которой, хоть и не ходят голосовать, но политиков за вмешательство в православие осуждают.

После «Вестей с Киселевым» и выпусков новостей, Россия 24 дает прогноз развития событий ко второму туру в «Воскресном вечере с Владимиром Соловьевым». Этот выпуск целиком посвящен Украине.

Ведущий тоже посмеивается над выборами и, комментируя результаты экзит-полов говорит, чтобы Порошенко ехал в Москву и сдавал булаву. А «державу мы и сами заберем», машет рукой Соловьев. Для него то, как по-разному голосовала Украина, — свидетельство отсутствия единой политической нации, а участники предвыборной кампании — «одинокие волки, которые все время грызутся между собой». Не то, что в РФ, где все политики с многолетним опытом в команде Путина «строят» светлое российское будущее. И кто бы ни выиграл во втором туре, нет никого, с кем Россия могла бы вести переговоры, ведь в Украине есть только «нацисты и их спонсоры», говорит Соловьев. Чтобы российский зритель, вдруг он что-то упустил, запомнил, как именно следует воспринимать украинские выборы. На всякий случай. Ведь российский агитпроп может многое, кроме одного — предсказать результат волеизъявления у соседей, которые продолжают раздражать уже одним желанием жить своей жизнью.