Перезагрузка «Нормандии». 6 вопросов о переговорах Украины, РФ, Франции и Германии

Президент Украины Владимир Зеленский впервые на посту лидера государства встретится в Париже в «нормандском формате» для переговоров с президентом России Владимиром Путиным
Президент Украины Владимир Зеленский впервые на посту лидера государства встретится в Париже в «нормандском формате» для переговоров с президентом России Владимиром ПутинымEPA-EFE/TOMS KALNINS

9 декабря в Париже впервые за три года состоится встреча в «нормандском формате». Чтобы восстановить переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе, во французской столице соберутся лидеры Украины, России, Германии и Франции. Во время саммита планируется первая личная встреча Владимира Зеленского и Владимира Путина.

Рассказываем, откуда взялся «нормандский формат», какими были результаты прошедших переговоров и с какими ожиданиями к парижской встрече подходят участники.

Откуда пошел «нормандский формат»?

Четырехсторонний формат переговоров об урегулировании конфликта на Донбассе родился в июне 2014 года, когда лидеры Украины, России, Германии и Франции встретились на мероприятиях по случаю 70-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии. Встреча состоялась через несколько месяцев после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе. Петр Порошенко еще официально не получил полномочий президента — инаугурацию провели на следующий день после «нормандской встречи».

Тогда в городе Бенувиль на севере Франции президент Франсуа Олланд при содействии канцлера Германии Ангелы Меркель организовал первую встречу с глазу на глаз между Порошенко и Путиным. По сообщениям администрации Олланда, встреча длилась 15 минут. На ней Порошенко и Путин договорились вскоре встретиться вновь, чтобы обсудить прекращение огня на Донбассе.

С тех пор президент Франции и канцлер Германии стали посредниками на всех последующих переговорах в «нормандском формате». Встречи лидеров Украины, России, Франции и Германии стали называть саммитами «нормандской четверки».

Слева направо: канцлер Германии Ангела Меркель, пятый президент Украины Петр Порошенко и президент России Владимир Путин в городе Бенувиль, Франция, 6 июня 2014 годаEPA/REGIS DUVIGNAU/POOL

Кто еще участвовал в переговорах по Донбассу?

В июне 2014 года начала свою работу Трехсторонняя контактная группа (ТКГ), в которую входят представители Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». Работа группы была призвана облегчить дипломатическое решение конфликта на Донбассе. Наработки группы затем рассматривались и «нормандской четверкой». ТКГ состоит из нескольких рабочих подгрупп, которые разрабатывают тексты соглашений для урегулирования конфликта.

ТКГ неоднократно принимала решения о прекращении огня, однако все они вскоре срывались. Сейчас украинскую делегацию в ТКГ возглавляет второй президент Украины Леонид Кучма.

В подгруппе по политическим вопросам Украину представляет бывший заместитель главы КГГА Алексей Резников, по вопросам безопасности — заместитель командующего объединенными силами генерал-майор Богдан Бондарь, по гуманитарным вопросам — бывшая омбудсмен Валерия Лутковская, а по социально-экономическим вопросам — бывший заместитель министра экономики Игорь Еремей.

Важным аспектом работы ТКГ также были договоренности об обмене пленными. По требованию России часто к работе гуманитарной подгруппы ТКГ привлекали Виктора Медведчука, кума президента РФ Владимира Путина. Всего за четыре крупных обмена удалось вернуть из плена «Л/ДНР» и российских тюрем более 300 украинцев.

ТКГ разрабатывала текст так называемого Минского протокола 5 сентября 2014 года. Его подписали в том числе и тогдашние вожди самопровозглашенных «Л/ДНР» Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Они подписали и так называемый «Минск-2», который разрабатывала уже сама «нормандская четверка».

На уровне министров иностранных дел или их представителей встречи в «нормандском формате» проходили в основном в Берлине. Здесь прошла большая часть подготовительных встреч накануне переговоров лидеров четырех стран. Всего таких встреч было более полутора десятка.

Чего удалось достичь на последних встречах?

Следующая после разговоров в городе Бенувиль встреча «нормандской четверки» состоялась на полях саммита ASEM (форума «Азия-Европа») в Милане в октябре 2014 года. Там лидеры стран обсуждали подписанный 5 сентября 2014 года Минский протокол, так называемый «Минск-1», который разработала ТКГ. В протоколе стороны впервые договорились о:

1. Выводе незаконных вооруженных формирований с территории Украины;

2. Предоставлении особого статуса Донбассу;

3. Амнистии для тех, кто не совершил тяжких преступлений;

4. Обмене всеми удерживаемыми лицами;

5. Проведении местных выборов.

После переговоров в Милане президент Украины Петр Порошенко оптимистично прокомментировал их результаты: мол, Россия будет выполнять свои обязательства по Минскому протоколу. Однако противостояние на Донбассе не прекратилось.

В начале 2015 года конфликт стал обостряться: велись бои за Донецкий аэропорт, а в Волновахе боевики обстреляли пассажирский автобус. В результате обстрела погибли 13 человек.

Президент России Владимир Путин, премьер Италии Маттео Рензи, президент Украины Петр Порошенко и канцлер Германии Ангела Меркель, встреча в Милане, Италия, 17 октября 2014 годаEPA/DANIEL DAL ZENNARO

«Минск-1» провалился, возникла потребность в новых переговорах. Лидеры стран «нормандского формата» встретились снова 11 февраля 2015 года в Минске. Переговоры продолжались 16 часов, их результатом стало подписание нового документа — Минских договоренностей или «Минска-2».

Это позволило снизить интенсивность противостояния, а западные партнеры Украины ввели санкции против России: они должны действовать, пока РФ не выполнит свою часть обязательств. Минские договоренности 2015 года не сильно отличались от протокола 2014 года. Но на этот раз их подписали уже на уровне глав государств, а в самом тексте документа был определен такой порядок выполнения обязательств сторон: сначала на территории самопровозглашенных республик проводят местные выборы, а уже потом Украина восстанавливает контроль над государственной границей с Россией.

Такую очередность действий, указанную в девятом пункте договоренностей, не одобряет нынешний президент Владимир Зеленский. В интервью нескольким западным изданиям он сказал: «Честно признаюсь, я не согласен с тем, как этот вопрос решался (восстановление контроля Украины над границей на Донбассе — ред.) в Минске. Согласно Минским соглашениям, сначала пройдут выборы, затем контроль за границей». Зеленский заверил, что на это украинская власть не пойдет.

В частности из-за такой позиции украинского президента успех переговоров в Париже в этом году под вопросом.

«Нет ни одной попытки давить на Зеленского, чтобы тот пошел на уступки, однако и подарков ему никто не планирует дарить, — говорит в комментарии hromadske московский корреспондент Le Monde Бенуа Виткин. — Французы говорят: „В Минске четко записано, что контроль над границей должен вернуться в конце избирательного процесса“. Поэтому французы здесь не поддержат Зеленского и не будут давить на Россию, чтобы та признала именно такой порядок шагов».

По-разному интерпретируют и порядок выполнения других пунктов договоренностей. В частности, участники «нормандского формата» не могли договориться, что должно произойти первым — выборы или начало действия особого статуса Донбасса. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, тогдашний глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер предложил следующую формулу: временный статус начнет действовать на временной основе в день проведения выборов. Если ОБСЕ их признает честными, тогда он начнет действовать на постоянной основе.

Эту формулу Штайнмайер предложил на другой встрече «нормандской четверки» — в Париже 2 октября 2015 года. Тогда переговоры продолжались пять часов, участники признали, что выполнить Минские договоренности до конца года не получится.

Последний раз «нормандская четверка» в составе Порошенко, Путина, Меркель и Олланда собралась 19 октября 2016 года в Берлине. По итогам саммита никаких документов они не подписали.

После этой встречи Владимир Путин отказался участвовать в переговорах в «нормандском формате».

Слева направо: Владимир Путин, Франсуа Олланд, Петр Порошенко, Ангела Меркель и Александр Лукашенко, подписание соглашения в Минске о прекращении огня на Донбассе, 11 февраля 2015 EPA/MYKOLA LAZARENKO

Что произошло за три года, пока не было встреч «нормандской четверки»?

Дипломатические попытки урегулировать конфликт на Донбассе не прекращались. За время, пока встречи лидеров стран «нормандского формата» не проводились, произошло несколько крупных обменов пленными между Украиной и боевиками. Первый из них состоялся 27 декабря 2017 года еще при каденции президента Порошенко. Тогда из плена вернулись 73 заложника самопровозглашенных «Л/ДНР».

Второй большой обмен состоялся уже при президенте Зеленском: 7 сентября 2019 года в Украину вернулись 35 пленных. Среди них были 11 политзаключенных, включая Олега Сенцова, Александра Кольченко, Владимира Балуха, Романа Сущенко.

Также домой вернулись 24 украинских моряка, которых РФ захватила после обстрела военных судов Украины в Керченском проливе 25 ноября 2018 года. Тогда, реагируя на инцидент, президент Порошенко объявил военное положение в 10 областях Украины сроком на один месяц.

Весной 2019 года США, Канада и ЕС ввели новые санкции против РФ из-за инцидента в Керченском проливе. А 25 мая Международный трибунал по морскому праву обязал Россию вернуть украинских моряков. И хотя РФ официально с решением суда не согласилась, моряков Украине все же вернула, хотя и под видом обмена пленных.

Этот шаг на Западе восприняли как один из шагов навстречу перезагрузке «нормандских» переговоров. Но только обмена оказалось недостаточно.

Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — поддерживайте нас на Спильнокоште и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.

Какими были предпосылки парижского саммита?

Дату встречи в Париже несколько раз переносили. Не в последнюю очередь потому, что РФ выдвигала все новые условия ее проведения. Одним из требований Кремля было закрепление «формулы Штайнмайера» на бумаге. Первого октября Украина официально согласилась на имплементацию формулы. Помощник президента Андрей Ермак сообщил, что в случае успешных переговоров в Париже обязательство ввести формулу будет закреплено и в украинском законодательстве.

Также для проведения саммита в Париже Москва требовала развести силы на трех участках вдоль линии столкновения на Донбассе. Недавно завершилось разведение войск в Золотом и вблизи Петровского. Ранее силы развели возле Станицы Луганской. Таким образом, украинская сторона выполнила все предпосылки со своей стороны для встречи «нормандской четверки».

Ожидания

Президент Зеленский публично озвучил, что на переговорах в Париже у него три цели:

1. Договориться об обмене пленными, узнать, сколько украинских граждан можно вернуть и когда именно;

2. Договориться о длительном прекращении огня;

3. Добиться вывода всех вооруженных формирований до проведения выборов на неподконтрольных Украине территориях. Они, по мнению Зеленского, должны совпадать с местными выборами по всей стране — а это октябрь 2020 года.

Президент отметил, что если эти три вопроса будут решены, то станет ясно, кто на самом деле хочет или не хочет завершить войну. Его помощник Андрей Ермак 5 декабря заявил, что в случае, если в Париже РФ не продемонстрирует готовности выполнить Минские договоренности, в Украине есть план Б: построить стену по линии столкновения.

Ожидания российской стороны отличаются от стремлений команды Зеленского. В Кремле тоже заявили, что настроены имплементировать Минские договоренности, однако интерпретируют их иначе. В частности, глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Украина должна вести прямые переговоры с самопровозглашенными «Л/ДНР».

Украина этого однозначно делать не будет, заявил Зеленский в эфире «Свободы слова с Савиком Шустером».

В свою очередь Зеленский предлагает ввести в ТКГ и других представителей Донбасса — переселенцев, пострадавших от конфликта.

Президент Франции Эмманюэль Макрон выразил надежду, что встреча в Париже будет способствовать «развитию новой архитектуры доверия и безопасности в Европе». Но с начала своей каденции президент Макрон изменил свое отношение к России. Если после избрания он называл Россию одной из проблем, с которой сталкивается ЕС, то в последнее время он все больше говорит о необходимости диалога и сотрудничества с Кремлем.

Макрон ожидает, что парижский саммит поможет приблизиться к введению Минских договоренностей. Чтобы достичь этого, он работает вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель. Официальная немецкая позиция за три года не изменилась: альтернативы «Минску» нет, а санкции с России снимать нельзя, пока она не выполнит свои обязательства. Однако, внутригерманский контекст со времени последней встречи «нормандской четверки» изменился.

«Ожидания довольно скромные. Никто не ожидает прорыва», — говорит в комментарии hromadske Маттиа Неллес, аналитик немецкого Центра либеральной современности. Неллес отмечает, что со времени последних переговоров в «нормандском формате» немецкий парламент обновился: «Примерно 30-40% нового парламента предпочитают вести дела с Кремлем, как раньше (до аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе — ред.). И это, конечно, влияет на то, как будет вести переговоры Ангела Меркель».