«Сделает его сильнее»: что не так с отставкой Авакова?

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков во время митинга обманутых инвесторов одного из банков в Киеве, 29 мая 2020 года
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков во время митинга обманутых инвесторов одного из банков в Киеве, 29 мая 2020 годаСиница Александр/УНИАН

5 июня в Верховной Раде зарегистрировали проект постановления об увольнении министра внутренних дел Арсена Авакова. Этому предшествовала инициатива фракции «Голос» и сбор подписей за отставку, акции протеста с требованием отставки и отчет самого Авакова перед парламентом о расследовании последних резонансных преступлений, к которым причастны сотрудники полиции.

«Мы инициировали это потому, что всегда есть точка невозврата. И Кагарлык, и то, что произошло в Броварах это была точка невозврата. До этого уже были обращения по поводу полицейских в Кагарлыке, никто на них не реагировал. Они 9 часов находились в отделении, другие полицейские слышали, что происходит, что там стреляли, насиловали, пытали людей. Ни один человек не выступил против, а это значит, что это система, которая крышует и покрывает, когда пытают людей», пояснила журналистам депутат от« Голоса» Александра Устинова.

Под проектом постановления подписались 55 депутатов кроме «Голоса», это еще 36 членов «Слуги народа» и одна представительница «Европейской солидарности» Яна Зинкевич. Какова судьба этого документа, и может ли он привести к отставке Авакова?

Заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко считает, что нет: «Возможно, фракция «Голос» не читала Конституцию, потому что там указано, что вопрос об отставке министра может поднимать только премьер-министр. Обращение депутатов и сбор подписей могут касаться лишь вопроса недоверия всему Кабмину, и для этого надо собрать 150 подписей».

Но в «Голосе» считают иначе. Инна Совсун в комментарии hromadske назвала два варианта вынесения постановления на голосование:

«Вариант первый — спикер принимает решение о внесении этого вопроса в повестку дня. Вариант второй — созыв внеочередной сессии парламента. Для этого необходимо собрать 150 подписей депутатов, которые согласятся созвать заседание парламента для обсуждения одного конкретного вопроса — об отставке министра Авакова. Для нас не важно, в каком формате будет обсуждаться постановление».

Что об этом говорит законодательство?

В нем четко не урегулирована процедура отставки отдельного министра по инициативе депутатов. В законе о Кабинете министров говорится об увольнении члена правительства или по инициативе премьер-министра, или по собственному заявлению.

Об этом еще в 2017 году заявлял тогдашний глава профильного комитета Андрей Кожемякин, когда на голосование вынесли проект постановления об отставке Арсена Авакова. Стоит уточнить, что это постановление зарегистрировали в августе 2016-го. Комитет взялся его рассматривать через полгода. А на голосование вынесли в конце 2017 года. То есть больше чем через год после его регистрации.

«Процедура увольнения с должностей указанных лиц непосредственно Конституцией Украины не урегулирована. Инициирование народными депутатами Украины увольнения члена Кабинета министров Украины в законе "О Кабинете Министров Украины" не предусмотрено», — говорилось в заключении парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Но при этом комитет рекомендовал Верховной Раде определиться на пленарном заседании «путем голосования о принятии или отклоненим проекта постановления». То есть, исходя из предыдущей практики, проголосовать за отставку одного министра, инициированную депутатами, возможность все же есть.

«Мы убеждены, что в соответствии с законом «О Кабинете министров Украины» мы можем отправить министра в отставку. Можно ли это решение обжаловать в суде? Любой гражданин Украины, который видит нарушение своих прав, может обжаловать решение любого органа в суде», — сказал в комментарии hromadske Андрей Осадчук.

Александра Устинова заявила, что ее фракция продолжит собирать подписи, чтобы набрать 150 голосов, и уже тогда выносить проект постановления на повестку дня.

Предыстория

Регистрации проекта постановления об отставке Авакова предшествовали несколько горячих дней политических баталий внутри оппозиции. Фракция «Голос» ссорилась с депутатами «Европейской солидарности», потому что они не хотят подписаться под их инициативой. Те же отвечали, что для регистрации достаточно даже одной депутатской подписи, и нечего на них кивать.

В то же время народные депутаты от «ЕС» обещали, что если вопрос отставки все-таки вынесут на голосование, они дадут голоса «за». Хотя называли тактику «Голоса» увольнять одного министра ложной. Цитируя депутата Владимира Арьева, «ЕС считает, что обо**алось правительство в целом, а не кто-то отдельно». Поэтому в «ЕС» начали собирать параллельно свои подписи под проектом за отставку всего правительства.

Дискуссия свелась к намекам и обвинениям, что «Голос» пиарится на горячей теме и на заранее провальном голосовании за отставку. А в сторону «ЕС» летели стрелы, что они под предлогом формальностей просто не хотят ссориться с Аваковым. С которым якобы уже налажен диалог после длительного разрыва политических отношений и ранее звучавшей уничижительной критики Порошенко со стороны главы МВД.

Также Аваков в апреле поддержал представительницу «ЕС» Татьяну Черновол, когда ГБР объявил ее подозреваемой в убийстве человека во время событий на Майдане. В вот «Голосу» говорили, что от них почему-то такой поддержки не почувствовали.

«Это ответ на отказ "Голоса" поддержать нас в наездах власти на наших коллег», пояснил Арьев, почему депутаты «ЕС» не подписались под проектом постановления за отставку Авакова.

Единственная из подписантов из фракции «ЕС» Яна Зинкевич в комментарии hromadske уточнила, что коллеги «нормально» отнеслись к ее решению:

«Они ("Голос" — ред.) знали и понимали, что фракция «ЕС» поддерживает увольнение Авакова и проголосует. Но вместо того, чтобы требовать от «слуг народа» давать подписи или голоса — они как-то перекинули дружественный огонь на нас. И это выглядит странно».

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков (в центре) со своим заместителем Антоном Геращенко (справа) общаются с народными депутатами во время заседания Рады, Киев, 4 июня 2020 годаКузьмин Александр/УНИАН

«Вотум доверия для Авакова»

В то же время, Зинкевич не верит в вероятность вынесения этого постановления на повестку дня и говорит, что это даже рискованно делать: «В 2017 году, когда также было внесено в зал постановление об увольнении Авакова, проголосовал только 31 депутат. Соответственно, Аваков получил вотум доверия и начал еще больше беззаконить. И есть риск, что так же может произойти и в этой ситуации».

Кстати, тогда поводом к инициативе об отставке Авакова тоже стал факт пытки человека сотрудниками полиции.

Аргумент о проваленном в 2017 году голосовании за отставку Авакова приводят и в «ЕС». «31 голос набрался, и это только подкрепило его власть и сделало его сильнее. Это голосование тоже сделает его сильнее. И Зеленского сделает сильнее, потому что покажет, что виноваты бояре, а не царь», — прокомментировал hromadske нардеп от «ЕС» Николай Княжицкий. Однако добавил, что, если до голосования все-таки дойдет, они, как и обещали, будут голосовать «за».

Последний министр Майдана

Еще один аргумент в защиту Авакова придет кто-то еще хуже, и отставку, вероятно, инициировал глава Офиса президента Андрей Ермак. Раскручивали эту версию блогеры, которые поддерживают лидера «ЕС» Петра Порошенко.

«Речь идет о коменданте Майдана (Авакове — ред.), в активе которого подавление (бескровное) «русской весны» в Харькове, организация и вооружение добробатов, создание Нацгвардии и тому подобное. А сколько из них осознают, что, если этот план Ермака будет реализован, на место министра придет очередной Бабиков (Соколов, Венедиктова) (Александр Бабиков — экс-адвокат Виктора Януковича, первый заместитель директора Государственного бюро расследований — ред.), который ни на секунду не замедлит отдать приказ стрелять по участникам следующего Майдана, без которого, очевидно, уже не обойдемся?», написал блогер Карл Волох.

«Никто не может ответить: кто вместо него? Очередной друг детства Зеленского? Очередная Венедиктова? Очередной Бабиков? При таком раскладе я, ни секунды не сомневаясь, выберу черта Авакова. А еще. Черт Аваков — это последний министр Майдана, это последний "взрослый в комнате", и это единственный человек во власти, который вступился за Таню Черновол», высказалась блогер Елена Яхно.

«То, что придет кто-то хуже — вероятность 99%. Поэтому надо менять все правительство... А если убрать одного министра, то они точно лучше не поставят», говорит Николай Княжицкий.

«Даже если поставят человека хуже, Авакова надо снимать. Мы не можем до конца предусмотреть эти риски, хотя я сомневаюсь, что может быть еще хуже», говорит Яна Зинкевич.

При этом на уточнение, может ли здесь идти речь об игре Ермака против Авакова, она согласилась, что «такая вероятность достаточно велика»: «Мы видим, что Ермак наращивает влияние, это действительно может быть его игрой».

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков (третий справа) с руководителем Офиса президента Андреем Ермаком (в центре) во время брифинга президента Зеленского в медцентре в Новых Санжарах, куда эвакуировали украинцев из Китая, Полтавская область, 5 марта 2020 годаРатынский Вячеслав/УНИАН

Кадровый голод

«Я не знаю, игра ли это Ермака против Авакова, но то, что сейчас пытаются сделать, обезглавив министерство, не найдя достойную замену, это довольно опасно для страны», говорит депутат от «Слуги народа» Ольга Василевская-Смаглюк.

Аргумент «Кто, если не Аваков?» используют и в «Слуге народа». Но в другом контексте без героизации Авакова. По мнению Василевской-Смаглюк, в стране «действительно мало людей», которые могут управлять таким министерством. Тем более, что из-за кадрового голода в правительстве до сих пор не хватает нескольких министров, поэтому мол, зачем их еще «минусовать.

На нехватку кадров указывает и ее коллега по фракции Александр Качура:

«Возможно, у нас есть претензии к Арсену Борисовичу. Но если на такой важный министерский пост у нас нет другого кадрового предложения, то сбор подписей является неправильным. Я спрашивал (у «Голоса» — ред.), какую кандидатуру вы предлагаете взамен? Давайте ее предложим президенту, потому что именно между президентом и Аваковым есть договоренность, что как только Зеленский потребует отставки, то Арсен Борисович напишет заявление об увольнении».

В полномочия Зеленского не входит вопрос о назначении или отставке министра внутренних дел. Но именно позиция президента, по словам Качуры, станет ключевой для решения фракции «СН».

«Когда назначали правительство, именно Зеленский акцентировал на том, что Аваков останется. Если он скажет нам как партии власти, что нужно провести кадровую замену, тогда я ее поддержу. Но пока этого я не вижу», заявил депутат, и добавил, что нынешний министр «все-таки делает наши улицы более контролируемыми, чем они могли быть в этой экономической ситуации».

Министр внутренних дел Арсен Аваков (в центре) перед началом доклада правоохранительных органов президенту о ходе расследования убийства журналиста Павла Шеремета, Киев, 23 июля 2019 годаРатынский Вячеслав/УНИАН

Нардеп от «СН» Александр Дубинский характеризует историю с инициативой об отставке Авакова как попытку «Голоса» напомнить о себе перед местными выборами и попасть в «повестку дня».

«"Слуги Народа" банально боятся. Давайте откровенно Аваков сейчас один из самых сильных в этой стране. Пожалуй, самый сильный. У него фактически своя вооруженная армия на 300 тысяч человек. И все это понимают, и никому не хочется с ним идти на противостояние», говорит депутат от «Голоса» Александра Устинова.

На уточнение, боится ли сам Зеленский Авакова, она добавила, что ей это неизвестно, но «он (Зеленский ред.) не готов к этой борьбе».

В ответ на претензии к «Голосу», что прежде чем кого-то увольнять, нужно предложить альтернативу, Устинова так и не назвала фамилий потенциальных кандидатов.

«Я могу назвать минимум пять фамилий, но если я их назову — этих людей никогда не поддержат "слуги". Есть достаточно людей, которые создавали патрульную полицию, которые сейчас в системе работают. Есть порядочные профессиональные люди, им надо дать зеленый свет и параллельно следует готовить законопроект о перезапуске реформы полиции, которая была провалена», заявила депутат.

В конце символическую точку в этой истории с очередной «антиаваковской» кампанией поставил сам Зеленский, когда 6 июня заявил журналистам, что «до сих пор нет лучшего министра».