Надежда на правосудие. Все о деле МН17 и том, как будут судить обвиняемых в Нидерландах

Традиционная безмолвная акция, организованная родственниками погибших пассажиров рейса MH17, у посольства России в Гааге, Нидерланды, 8 марта 2020 года
Традиционная безмолвная акция, организованная родственниками погибших пассажиров рейса MH17, у посольства России в Гааге, Нидерланды, 8 марта 2020 годаАлександра Чернова/hromadske

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, сбили 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. Погибли 298 пассажиров и членов экипажа.

Почти через шесть лет, в марте 2020-го, в судебном комплексе Схипхол в пригороде Амстердама стартуют слушания по делу. Они должны выяснить вину четырех обвиняемых в катастрофе, которых нидерландское правосудия назвало летом прошлого года.

Удастся ли нидерландскому правосудию выяснить правду и сколько времени на это может понадобиться? И что мы вообще знаем о МН17? Hromadske вспоминает подробности дела.

Как сбили «боинг» и как расследовали катастрофу

Около 16:20 17 июля 2014 года недалеко от города Снежное Донецкой области, на территории, которую и тогда, и сейчас контролируют боевики, упал Boeing 777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур.

Все 298 человек, находившихся на борту — граждане Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии — погибли. Граждан Нидерландов среди них было больше всего — 195. И теперь именно эта страна возглавляет расследование катастрофы.

Делом занимается Объединенная следственная группа (JIT), в составе которой кроме Нидерландов — представители Бельгии, Малайзии, Австралии и Украины. Нидерландские прокуроры на судебных заседаниях, которые начинаются 9 марта, будут представлять позицию обвинения.

Накануне суда состав JIT обновили, к ее работе привлекли четырех украинских прокуроров. Также собственное расследование проводит международная группа независимых расследователей Bellingcat.

Комиссия Совета безопасности Нидерландов, которая расследует катастрофу лайнера, 13 октября 2015 года опубликовала доклад, в котором говорится, что самолет сбили ракетой класса «земля-воздух» из зенитно-ракетного комплекса «Бук».

В мае 2018-го официальное следствие впервые подтвердило, что этот «Бук» привезли из России. Также следователи обнародовали информацию об отпечатках пальцев российских военных на ракете, выпущенной из «Бука», и данные, что установка принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде Минобороны РФ.

А в ноябре 2019 года Объединенная следственная группа опубликовала ряд перехваченных телефонных разговоров между главарями боевиков «ДНР» и «ЛНР» и российскими чиновниками и военными, в частности помощником Путина Владиславом Сурковым, который тогда курировал «республики» в Кремле. По мнению следователей, обнародованные доказательства тесных связей российских властей с боевиками — это еще одно свидетельство того, что Москва прямо причастна к развертыванию комплекса «Бук», из которого сбили пассажирский лайнер.

За годы расследования в число подозреваемых попало около сотни человек, и впоследствии оно сузилось до четырех обвиняемых. Но в процессе судебных слушаний их количество может возрасти.

Спасатели ищут и переносят тела погибших на месте крушения самолета Boeing 777 Малазийских авиалиний рейса MH17, который разбился на Донбассе, 19 июля 2014 годаEPA/ANASTASIA VLASOVA

Кого подозревают и каковы доказательства?

В июне 2019 года Международная следственная группа назвала имена четырех подозреваемых в катастрофе рейса МН17, а в феврале 2020-го прокуратура Нидерландов предъявила им обвинения и объявила в международный розыск. Это трое россиян, бывшие военнослужащие российских вооруженных сил, и гражданин Украины. А именно:

  • Игорь Гиркин-Стрелков, тогдашний «министр обороны «ДНР». Он непосредственно контактировал с руководством РФ, а ктоме того, большинство боевиков, предположительно имеющих отношение к крушению «боинга», были его подчиненными. После падения «боинга» Гиркин сообщил в соцсетях об успешной атаке на украинский военный самолет и назвал катастрофу «очередным птичкопадом».
  • Сергей «Хмурый» Дубинский, подчиненный Стрелкова, генерал-майор российской армии, который возглавлял военную разведку боевиков. Он, по данным следствия, контролировал транспортировку «Бука» к месту запуска и участвовал в его эвакуации после атаки на самолет. Согласно данным Bellingcat, Дубинский был уверен, что из «Бука» сбили военный самолет Су-25.
  • Олег Пулатов (позывные «Гюрза» и «Халиф»), подчиненный Дубинского, руководил вторым отделом «ГРУ ДНР». Вероятно, был причастен к охране установки «Бук» на месте запуска южнее Снежного.
  • Леонид Харченко (позывной «Крот»), руководил одним из подразделений «ГРУ ДНР» и вместе с Пулатовым сопровождал «Бук» в Снежное.

В июне 2019-го украинские спецслужбы вывезли с неподконтрольной части Донецкой области зенитчика «ДНР» Владимира Цемаха, который на одном из видео, вероятно, говорит, что «прятал Бук». Однако в сентябре власти Украины передали его России в рамках обмена пленных. За несколько дней до этого Киевский апелляционный суд освободил его из-под стражи под личное обязательство. Такое решение украинской стороны вызвало волну недовольства со стороны нидерландских следователей и родственников погибших в катастрофе.

В сентябре 2019-го следствие изменило статус Цемаха со свидетеля на подозреваемого (впрочем, в судебном процессе, который стартует в Нидерландах, он пока не проходит в качестве обвиняемого). Нидерланды официально направляли России запросы об экстрадиции Цемаха, но Москва отказала, и Цемах вернулся на неподконтрольную часть Донбасса.

Сам Цемах сначала заявлял, что готов дать показания нидерландскому следствию, однако потом передумал и даже успел подать на Украину и Нидерланды в Европейский суд по правам человека — однако его запрос отклонили.

В конце января на российском пропагандистском ресурсе Russia Today появилась новость о том, что Цемаха якобы убили в Москве. Но эту информацию опровергла дочь подозреваемого: она рассказала, что Цемах «жив и здоров» и находится «дома» — на оккупированной территории Донецкой области.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на Спильнокоште. Любая помощь имеет большое значение.
Фигурант по делу сбитого боинга MH17, экс-боевик так называемой «ДНР» Владимир Цемах во время заседания Киевского апелляционного суда, 5 сентября 2019 годаГонтар Владимир/УНИАН

Что Россия говорит о своей причастности?

РФ все эти шесть лет отрицает любую свою причастность к катастрофе «боинга». Когда стали известны имена четырех подозреваемых по делу, Кремль назвал доказательства «голословными». А как только Нидерланды выдвинули РФ требование о выдаче Владимира Цемаха, его объявили противоречащим международным нормам.

Осенью 2019-го Россия направила Нидерландам официальный запрос с предложением судить на своей территории трех россиян, подозреваемых в катастрофе самолета, однако нидерландское следствие отказало. РФ не помогала в расследовании международной команде следователей на протяжении последних пяти лет, отметил в интервью CBS глава JIT Фред Вестербеке.

«Они должны были предоставить нам всю информацию и все доказательства, которые нам нужны в этом сложном расследовании. Должны были сказать нам на второй же день после того, как это произошло: „Мы совершили ошибку“ или „мы сделали то, чего не должно было произойти“», — отметил Вестербеке.

Более того, накануне суда в Нидерландах местное издание De Volkskrant выпустило материал о том, как на протяжении всего расследования Россия пыталась вмешиваться в него и всячески мешать.

За несколько дней до слушаний в Кремле сделали ряд резких заявлений. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что Москва с самого начала не доверяла результатам расследования, проведенного без ее участия. И добавил, что «Кремль проанализирует решение суда по делу МН17».

Кроме того, российский МИД выступил с заявлением, что информационная кампания в Нидерландах накануне суда была специально направлена «против России и ее граждан». И это, мол, — попытка давить на суд.

«В последние дни накануне слушаний все было сделано для того, чтобы компенсировать пробелы в доказательной базе и скрыть подтасовку фактов под предварительно выбранную версию. Возможно, в том числе и для того, чтобы внушить мысль о безупречности проведенного расследования, предварительно определить приговор и не допустить любого отклонения от курса, намеченного шесть лет назад»,отметила во время брифинга официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Суд в Амстердаме: как это будет?

Слушания по делу о катастрофе «боинга» проводит окружной суд Гааги. Но пройдут они в судебном комплексе Схипхол — это недалеко одноименного амстердамского аэропорта. Здание в 47 км от Гааги выбрали из-за того, что оно может вместить большое число людей. Как пояснила накануне суда Марайа Кнайф, судья Окружного суда Гааги по работе с прессой, в понедельник, 9 марта, будет только предварительное слушание, на котором судьи будут выяснять у прокурора статус расследования.

Сам прокурор сообщит, нужны ли еще дополнительные следственные действия, а также — будет ли следствие выдвигать новые обвинения. Также заслушают родственников погибших и определят, будут ли они требовать компенсацию.

Заседание будет открытым, за ним можно следить в онлайн-режиме на официальном сайте суда. Рассматривать дело назначили трех судей, еще двое — в резерве. Председательствовать на суде будет Хендрик Стейнхаюс. Кстати, пришлось внести изменения в нидерланськое законодательство, чтобы часть слушаний можно было провести на английском языке.

Обвинения следствие выдвигает по двум эпизодам — убийство 298 человек и ответственность за атаку на самолет MH17. Сколько продлятся слушания, пока сказать сложно. Но известно, что зал судебного комплекса зарезервирован с 9 до 13 марта, с 23 до 27 марта, с 8 июня по 3 июля, с 31 августа до 13 ноября 2020 года и с 1 февраля до 26 марта 2021 года.

 Судьи окружного суда Гааги собрались на первое слушание по делу о катастрофе рейса МН17 в судебном комплексе Схипхол, Нидерланды, 9 марта 2020 года. Третий слева — судья Хендрик СтейнхаюсАлександра Чернова/hromadske

Сейчас в деле четверо обвиняемых, ни один из них не присутствовал в зале суда в первый день слушаний. Интересы только одного из них, Олега Пулатова, будут представлять адвокаты — двое нидерландских и одна российская защитница. Будут ли новые обвиняемые и адвокаты, может стать известно уже после первых судебных заседаний.

Как сообщали в нидерландской новостной телепрограмме Nieuwsuur, сейчас у следствия есть 13 свидетелей: их решили не раскрывать из-за мер безопасности. В то же время, судья Йоланда Вейннобел отмечает: точное количество свидетелей на самом деле неизвестно.

На судах будет присутствовать и украинская делегация. Это представители Офиса генпрокурора (в частности, заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов — новый представитель Украины в JIT), заместители главы Службы безопасности Владимир Горбенко и Игорь Яновский, посол Украины в Королевстве Нидерланды Всеволод Ченцов и заместитель директора департамента Министерства иностранных дел по международному праву Оксана Золотарева.

В комментарии hromadske Золотарева рассказала, что МИД в рамках расследования занимался координацией общей работы, а СБУ и представители Генпрокуратуры — допрашивали свидетелей, прослушивали телефонные перехваты и отсматривали видео с камер.

Адвокаты родственников погибших в катастрофе самолета рейса MH17 ожидают открытия первого слушания по делу в судебном комплексе Схипхол, Нидерланды, 9 марта 2020 годаАлександра Чернова/hromadske

Каковы ожидания?

В Министерстве иностранных дел Украины и Офисе президента этот судебный процесс считают первым шагом в установлении справедливости и привлечении виновных к ответственности.

«Нидерландская судебная система является эффективной, независимой и имеет подтвержденную практикой безупречную репутацию. Именно поэтому Украина, согласно решению государств, правоохранительные органы которых принимают участие в расследовании катастрофы МН17, согласилась передать уголовное производство Нидерландам как стране, наиболее пострадавшей в результате катастрофы», — пояснили в МИД.

В МИД Германии отметили, что с самого начала поддерживали международное расследование и надеются, что теперь виновных должны привлечь к ответственности. Об этом же говорили и Соединенные Штаты.

«Мы полностью уверены, что судебная система Нидерландов установит истину и добьется справедливости в этом деле. Мы поддерживаем работу Совместной следственной группы, а именно Нидерландов, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины. Этот судебный процесс — критический момент в поисках справедливости для семей и друзей 298 человек, погибших 17 июля 2014 года», — говорится в заявлении госсекретаря США Майка Помпео.

Родственники погибших не ждут, что четверо обвиняемых понесут наказание, но хотят знать имена всех причастных к катастрофе.

«Мы же понимаем, что этого не произойдет. Мы видим их фотографии из России, где им хорошо живется: они курят сигары и пьют виски. Мы хотим, чтобы в суде было представлено достаточно доказательств для того, чтобы суд вынес вердикт. Я могу очень злиться из-за того, что виновные не окажутся за решеткой, но это не очень мне поможет. Мы не хотим мести, мы хотим, чтобы такое никогда не повторилось», — говорит в комментарии hromadske Пит Плуг, глава Фонда МН17, который в катастрофе потерял брата, жену брата и племянника.

Глава Фонда МН17 Пит Плуг в Национальном мемориальном комплексе памяти жертв катастрофы самолета рейса МН17 недалеко от аэропорта «Схипхол», Нидерланды, 7 марта 2020 года. Пит потерял брата, жену брата и племянникаАлександра Чернова/hromadske

В начале слушаний стало известно, что часть родственников погибших сообщила суду, что потребует финансовой компенсации. Председательствующий судья Хендрик Стейнхаюс объявил, что в суд поступили 84 заявления от родственников.