«Я готов на все»: как прошла первая неделя президента Зеленского

Президент Украины Владимир Зеленский во время выступления на интернет-форуме iForum, Киев, 23 мая 2019
Президент Украины Владимир Зеленский во время выступления на интернет-форуме iForum, Киев, 23 мая 2019EPA-EFE/STEPAN FRANKO

Владимир Зеленский пообещал украинцам изменить систему власти в стране. Пока система позволяет ему менять только людей в ней.

За первые пять дней у власти Владимир Зеленский исполнил одно предвыборное обещание и не выполнил другое. Зеленский, как и обещал, распустил Верховную Раду. Он заявил об этом депутатам прямо с трибуны парламента во время инаугурации.

Народные избранники преимущественно согласились пойти на досрочные выборы, которые в соответствии с указом президента, запланированы на 21 июля.

В то же время, Зеленскому не удалось выполнить обещание изменить правила, по которым выбирают Верховную Раду и ввести систему открытых избирательных списков.

Президент также не решился изменить правила подбора кадров на ключевые должности — пока он отдает предпочтение личным знакомствам, а не конкурсному отбору. О чем свидетельствуют первые шаги Зеленского на должности президента, и какие последствия они могут иметь — в материале Громадского.

Просто Володя

Владимир Зеленский достиг успеха на выборах как внесистемный кандидат, способный изменить правила. На этой неделе Зеленский впервые столкнулся с тем, что существующая система вполне способна себя защищать. Во время инаугурации 20 мая президент подчеркнул, что досрочные выборы должны состояться по системе открытых партийных списков и дал депутатам два месяца, чтобы это сделать. Впрочем, на практике все оказалось немного не так.

По закону, парламент не может менять правила проведения выборов во время избирательной кампании. А она начинается на следующий день после опубликования указа президента о роспуске парламента. Поэтому у Зеленского и депутатов был один день для того, чтобы изменить избирательное законодательство.

Процедура роспуска парламента предусматривает, что президент должен провести консультации с председателем Верховной Рады и председателями парламентских фракций. Зеленский встретился с лидерами парламента и попытался убедить их изменить закон о выборах на экстренном заседании совета 22 июня.

На первых парламентских переговорах на посту президента Зеленский обращался с депутатами не так агрессивно, как во время выступления на инаугурации. По словам ее участников, Зеленский просил депутатов не называть его Владимиром Александровичем, настаивал, что он просто Володя.

Один из присутствующих на встрече глав депутатских фракций и групп рассказал Громадскому, что Зеленский предложил присутствующим послушать доклад Андрея Богдана — юриста «ЗеКоманды», которого президент назначил главой своей Администрации. Богдан доложил, что принять новый избирательный кодекс за один день нереально, поэтому предложил принять «короткий законопроект», который отменял бы мажоритарку и уменьшал проходной барьер для партий до 3%.

Слева направо: народные депутаты Максим Бурбак, Виталий Хомутынник, Ярослав Москаленко, Олег Березюк и Оксана Сыроедова после встречи с президентом Зеленским, 21 мая 2019Гонтар Владимир/УНИАН

Открытые или закрытые

Система «закрытых партийных списков», которые поддерживает Андрей Богдан, действовала в Украине в 2006-2010 годах и ассоциируется со скандалами вокруг продажи руководителями партий мест в списках.

С 2014 года гражданское общество требовало введения партийной системы с открытыми списками, где избиратели голосуют не только за партию, но и за конкретного кандидата. Эту идею поддерживают международные партнеры Украины и значительная часть действующего состава парламента. Приверженность именно этой идеи декларировал Зеленский.

Поэтому на практике получилось, что президент с одной стороны требовал, чтобы депутаты приняли систему открытых списков, а с другой сам же предлагал принять закрытые списки.

«Зеленский спросил: "Как вам такая идея?" Конечно, те председатели фракций, которые одновременно являются главами партий сказали, что она "прекрасная"», — пересказал Громадскому диалог один из участников встречи, после чего добавил, что никто не попытался отказать президенту вынести на повестку на следующий день «проект Богдана».

В свою очередь представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук утверждает , что председатели фракций не то, что были против, а пообещали поддержать «проект Богдана». На следующий день, 22 мая, президент направил этот документ в парламент. Но депутаты даже не включили его в повестку.

В тот же день Зеленский признал поражение в борьбе за изменение избирательного законодательства. «Старые политики выбрали старую систему, потому что только она дает им шанс удлинить политическую жизнь. Они рассчитывают за деньги и гречку снова пролезть в Верховную Раду, — написал Зеленский в своем телеграмм-канале. — Я убежден, что они ошибаются. И даже в мажоритарных округах вы выберете новых политиков, способных изменить страну не на словах, а на деле».

Руслан Стефанчук после голосования подчеркивал, что президент устраивает досрочные выборы по любой избирательной системе, и хотя Зеленский «за открытые списки, я не уверен, что это реально провести за такой (короткий) срок».

Голосование за первый законопроект Зеленского показало: президенту не стоит рассчитывать на поддержку этого состава парламента. За включение в повестку дня проголосовали 92 депутата, при том, что необходимый минимум — 150 голосов.

Зеленского поддержали фракции «Самопомощь», «Родина», часть «Оппозиционного блока», а также депутатская группа УДАР мэра Киева Виталия Кличко, которая входит в состав фракции Блока Петра Порошенко. Кроме того, Зеленский получил часть голосов мажоритарщиков из депутатской группы «Возрождение» и более 20 голосов внефракционных депутатов.

Народные депутаты разошлись после внеочередного заседания Рады 22 мая так и не включив в повестку дня законопроект нового президента о выборахEPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

Майский опрос социологической группы «Рейтинг» свидетельствует: Зеленский на досрочных выборах может рассчитывать на победу. За его партию «Слуга народа» готовы были проголосовать 44% граждан, которые определились и пойдут на выборы.

Впрочем, чтобы получить большинство в Верховной Раде Зеленскому мало победить по партийным спискам, ведь половина состава Рады будет избираться по мажоритарке. И теперь «ЗеКоманди» срочно нужно определяться, кто именно будет баллотироваться от партии Зеленского по каждому из 199 мажоритарных округов (это без учета оккупированных территорий).

В 2014 году победа по партийным спискам не помогла партии «Народный Фронт» получить наибольшую фракцию в парламенте. Ведь большинство мажоритарщиков вступили во фракцию БПП.

Депутаты от «Народного фронта» — второй по численности фракции парламента — не удовлетворились победой над президентом в вопросе системы выборов и пошли дальше. Они направили в Конституционный суд Украины обращение о законности роспуска парламента, поскольку считают, что Зеленский не имел для этого оснований.

В случае, если КСУ вынесет решение о безосновательности роспуска Рады до 21 июля (даты голосования), досрочные выборы могут не состояться и действующий состав совета будет работать до осени, а 27 октября состоятся очередные парламентские выборы.

Депутаты фракции «Народный фронт» Андрей Тетерев (слева) и Игорь Алексеев внесли в КСУ представление о неконституционности роспуска Рады, Киев, 24 мая 2019Кравченко Андрей/POOL/УНИАН

Правительство на дистанции

Еще до инаугурации, объявив войну парламенту, Зеленский пошел войной и на правительство. Прямо с трибуны Рады в своей инаугурационной речи он призвал всех чиновников уйти в отставку.

Премьер Владимир Гройсман почти сразу согласился. Собеседник Громадского среди министров кабинета Гройсмана утверждает, что этому решению предшествовали дискуссии на закрытом совещании правительства, 20 мая, перед объявлением об отставке. Часть из них выступили против решения премьера, но это его не изменило.

Сейчас он остается премьер-министром, ведь за отставку должна проголосовать Рада. Если депутаты поддержат желание Гройсмана уйти, он может продолжить работать в статусе исполняющего обязанности, но парламентарии также могут назначить и другого «и.о.», выбрав его среди вице-премьеров.

В правительстве уверяют: даже если Рада примет решение об отставке, они настроены работать, пока новое правительство не назначит уже новоизбранная Рада.

В то же время у Зеленского в правительстве нет ни одного министра, ведь даже министров обороны и иностранных дел, кандидатуры которых по закону подает президент, утверждает в должностях Верховная Рада. Так что Зеленскому для начала надо убедить народных избранников сделать это.

Кабмин готов работать, пока новая Рада не назначит новое правительство, на фото — премьер Владимир Гройсман (справа) и вице-премьер Степан Кубов после заседания, 22 мая 2019Владислав Мусиенко/POOL

Показательной стала история Ланы Зеркаль — заместителя министра иностранных дел, которую Владимир Зеленский на этой неделе назначил заместителем главы АП, но впоследствии соответствующий указ исчез с сайта президента.

Зеркаль подробно так и не объяснила , почему не будет работать в АП, намекнув, что «возможно, это когда и произойдет». Одна из версий этой странной истории, которую рассказывает собеседник Громадского в правительстве — на момент публикации указа о назначении АП Зеркаль все еще была на своей должности, поэтому не могла трудоустроиться в АП.

В поисках модели

Сосредоточившись на вопросе роспуска Верховной Рады, Зеленский не выполнил другое свое предвыборное обещание — что первым проектом, который он внесет в Верховную Раду, будет закон «о народовластии». Первым он зарегистрировал проект изменений в закон о публичных закупках, который определяет правила закупок во время досрочных выборов.

Владимир Зеленский продолжает настаивать: он сторонник народовластия, а во время выступления на IT-форуме рассказывал, что мечтает о государстве в смартфоне, когда граждане смогут отозвать из должностей чиновников буквально с помощью телефона. Однако пока он сам не пытается изменить систему кадровых назначений. Перед выборами Зеленский пообещал, что основанием для кадровых назначений станут «ум, образование, талант и совесть, а не общее крещение детей».

На этой неделе Владимир Зеленский назначил главу АП, его заместителей, советников президента, первого заместителя председателя СБУ, председателя Генерального штаба. Соответствующие указы президент также публиковал в своем телеграмме.

В команде президента подчеркивают — кадровые назначения в АП еще не завершились. И все же первые шаги нового президента дают определенное представление о том, какую систему принятия решений он пытается построить. Показательно, что почти все назначенцы Зеленского — члены его избирательного штаба, а половина из них работали в «Квартале».

Во время выступления на IT-форуме президент Владимир Зеленский рассказал, что мечтает о государстве в смартфоне, Киев, 23 мая 2019EPA-EFE/STEPAN FRANKO

Советник и председатель

Как и пять лет назад Порошенко, Зеленский при назначении главы АП выбирал между «бизнесменом» и «аппаратчиком». В 2014-м Порошенко выбрал «бизнесмена» — тогда его администрацию возглавил бывший бизнес-партнер Борис Ложкин.

Зато «аппаратчик» Виталий Ковальчук, который руководил предвыборным штабом Порошенко, стал первым заместителем Ложкина. На практике Порошенко получил модель, в которой Ложкин отвечал за переговоры с крупным бизнесом, правительством и парламентом. Зато Ковальчук организовывал работу АП и был «начальником губернаторов».

Владимир Зеленский поступил противоположным образом. Между «бизнесменом» и «аппаратчиком» он выбрал последнего. Его АП возглавил Андрей Богдан — опытный юрист с потенциальным конфликтом интересов. Во времена Порошенко Богдан представлял в судах интересы олигарха Игоря Коломойского. Напомним, Коломойский судится с государством Украина по делу о национализации Приватбанка. Богдан не скрывал факта работы с Коломойским, а на следующий после инаугурации написал заявление о прекращении адвокатской деятельности: «Я был адвокатом многих политиков и бизнесменов, но вас интересует одно, поэтому объясняю — я не являюсь юристом или адвокатом Коломойского».

Богдан работал в правительствах Юлии Тимошенко и Николая Азарова и подпадает под действие закона о люстрации. Сейчас команда президента пытается доказать, что закон о люстрации не только противоречит другим законам, но и не распространяется именно на Богдана. Вопрос закона об очищении власти должен рассмотреть Конституционный суд.

Новый глава Администрации президента Андрей Богдан, Киев, 21 мая 2019Гонтар Владимир/УНИАН

В то же время бывший бизнес-партнер Зеленского по «Студии" Квартал 95 "» Сергей Шефир получил должность первого советника президента. Как президент распределил обязанности между своим первым советником и председателем АП, пока не знают даже члены «ЗеКоманды». В частности, представитель президента в правительстве Андрей Герус. Он, как и Руслан Стефанчук, убеждает: кадровые назначения делает исключительно Зеленский. Похоже в этом вопросе участвует и Богдан. По крайней мере Герус утверждает, что перед назначением у него было собеседование с Зеленским и главой АП.

При Порошенко первым советником президента был Юрий Онищенко. Он отвечал исключительно за график президента, а на совещаниях исполнял функцию секретаря — записывал задачи и предложения Порошенко.

Вряд ли на аналогичной должности Сергей Шефир будет выполнять похожую роль для Зеленского. Предварительно кадровые назначения в АП Зеленского напоминают систему, которая существовала в конце второго президентского срока Леонида Кучмы и в начале президентства Виктора Ющенко. Тогда первый помощник помогал сбалансировать влияние главы АП. На практике это приводило к конфликтам.

В начале 2000-х Сергей Левочкин, в то время первый помощник Леонида Кучмы, «воевал» с главой АП тех времен Виктором Медведчуком. За несколько лет с той же проблемой столкнулся Виктор Ющенко, в его окружении конфликтовали первый помощник Александр Третьяков и глава Секретариата президента Александр Зинченко. Конфликт привел к публичным обвинениям Зинченко — он обвинял и Третьякова, и остальных из окружения президента, которых тот назвал «любыми друзями» в коррупции. Тогда эта история обвалила рейтинг Виктора Ющенко.

Президент Украины Владимир Зеленский с командой в день инаугурации, Киев, 20 мая 2019 года. Второй слева - первый помощник президента Сергей ШефирEPA-EFE/STEPAN FRANKO

Конкурсы минус

В подборе кадров на руководящие должности и не только в АП Зеленский отказался от идеи конкурсного отбора. После президентских выборов ее лоббировал еще один член «ЗеКоманды» Александр Данилюк. Он предлагал, чтобы президент создал Номинационный комитет из трех-пяти членов своей команды. Они бы отбирали претендентов по четким критериям. В одном из своих интервью Данилюк утверждал , что Зеленский поддержал этот подход.

Данилюк — единственный из окружения президента имеет опыт работы в АП, ведь в 2014-2016 годах был заместителем Бориса Ложкина. Рассматривал ли Зеленский Данилюка на должность руководителя АП, неизвестно. Зато тот получил кресло секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Таким образом Данилюк стал первым секретарем СНБО. На этой должности он будет заниматься переговорами с МВФ. По крайней мере так утверждает Андрей Герус. Это опять похоже на начало президентства Виктора Ющенко. Он в свое время назначил секретарем СНБО Петра Порошенко, который в этой должности должен был уравновесить влияние на экономику премьера Юлии Тимошенко. На практике это закончилось скандалом и увольнением с должностей обоих.

Заместитель главы АП Руслан Рябошапка (слева) и секретарь СНБО Александр Данилюк в день инаугурации новоизбранного президента Зеленского, Киев, 20 мая 2019Ратинский Вячеслав/УНИАН

Не имея своего большинства в Раде и разругавшись с правительством, Владимир Зеленский значительно ограничил свои возможности в кадровых назначениях. Например, он не может рассчитывать на своего главу СБУ, ведь для этого нужно решение парламента. И теперь президент вынужден идти на хитрость и назначать пока только первого заместителя председателя СБУ — бывшего менеджера «Студии" Квартал 95 "» Ивана Баканова.

Объяснить, какими мотивами президент руководствовался в этом назначении, он не считал нужным, так же, как и назначая руководителем Генштаба ВСУ Руслана Хомчака. Без согласия правительства президент может назначить и новых губернаторов, между тем, все губернаторы Петра Порошенко уволились с должностей.

В такой ситуации Зеленский либо попытается добиться от парламента и правительства согласия на продолжение формирования своей кадровой линейки, либо будет ждать 21 июля и рассчитывать, что победа на выборах позволит ему сформировать большинство в Раде и получить контролируемое правительство.