Энергетический шторм: спокойствие шахтеров ценой мирного атома

Крупнейший кризис в энергетике за всю новейшую украинскую историю, говорят в правительстве. «У нас полная экономическая, физическая и топливная разбалансированность отрасли», — сообщила и.о. министра энергетики и защиты окружающей среды Ольга Буславец. Рекордное падение потребления электроэнергии, закрытие шахт и остановка атомных реакторов, кризис в «зеленой энергетике» — кажется, что в энергетическом комплексе наступил «идеальный шторм». Для его преодоления правительство разработало план мероприятий. Но выигрывает от него только компания «ДТЭК» Рината Ахметова.
Кризис перепроизводства
В конце 2019 года украинская промышленность — крупнейший потребитель электроэнергии — «вошла в пике». По итогам года объемы промышленного производства упали на 1,8%, а уже в апреле 2020 годовое падение промышленности (по сравнению с апрелем предыдущего года) увеличилось до 7,7% . Это повлекло за собой падение потребления электроэнергии, которое, по расчетам Минэнерго, сократилось на 9% или 14 миллиардов киловатт-часов. А утверждены планы по ее производству — энергетический баланс — не изменились.
Также накануне холодного сезона правительство накопило 2,57 миллиона тонн угольных запасов, которые так и не использовали, поскольку, по данным Укргидрометцентра, например, в Киеве метеорологическая зима в этом году так и не наступила — впервые за 140 лет наблюдений. «Сейчас объемы угля на складах вдвое больше прошлогодних. Общий спрос на электроэнергию упал, а для тепловых электростанций еще сильнее», — пояснил hromadske аналитик Dragon Capital Денис Саква. В результате производство электроэнергии на теплоэлектроцентралях и теплоэлектростанциях, которые, кроме электричества, обеспечивают производство тепла, сократилось. А через заполненность угольных складов шахтам стало некуда продавать уголь, поэтому они начали закрываться на простой. По состоянию на начало мая в Украине не работали 95% угольных предприятий, в простой отправили около 40 тысяч шахтеров, подавляющее большинство которых работают на шахтах компании «ДТЭК» Рината Ахметова.
Весной ситуацию ухудшил карантин — часть компаний и производств закрылась, а транспортные компании остановились.
Ухудшило ситуацию также и то, что Украина возобновила импорт электроэнергии из России и Беларуси, сдерживая рост цен на электроэнергию. Это еще больше дестабилизировало рынок, ведь возможностей реализовать произведенную украинскими электростанциями энергию стало еще меньше.

Многовато «зеленого»
Дополнительным разбалансирующим фактором стало увеличение в течение прошлого года количества электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (ветер, солнце, биологические остатки). За 2019 год мощность установленных «зеленых» электростанций в Украине почти удвоилось, при этом больше всего средств инвестировала «ДТЭК», которая производит 25% всей «зеленой» энергии в стране.
В апреле прошлого года в закон «Об альтернативных источниках энергетики» добавили статью 9.3, гарантирующую выкуп всего выпущенного объема электрической энергии, произведенной из альтернативных источников. По одному из самых высоких в Европе «зеленых» тарифов. Если производимая ими электроэнергия рынком не потребляется, государство должно балансировать рынок за счет других электростанций. А отключать от сети солнечные и ветровые электростанции должны в последнюю очередь. Однако даже в таком случае их владельцам должны заплатить деньги за произведенное, но не потребленное электричество по тому же «зеленому тарифу». Сейчас на солнечные и ветровые электростанции приходится 8% производимой энергии в Украине, однако из-за «зеленого» тарифа такие электростанции «потребляют» 26% всех денег. И их не хватает.
«С "зелеными" электростанциями рассчитывается государственное предприятие "Гарантированный покупатель". Оно, во-первых, финансируется за счет тарифа Укрэнерго. Во-вторых — за счет маржи от покупки электроэнергии у Энергоатома по регулируемой цене 56,6 копейки за киловатт-час и продажи этого электричества по рыночным ценам на рынке на сутки вперед. Сейчас Укрэнерго задолжало "Гарантированному покупателю" из-за неполной оплаты услуг Укрэнерго потребителями. "Гарантированный покупатель", соответственно, недоплатил "зеленым" и Энергоатому», — пояснил Денис Саква.
Не имея возможности самостоятельно сократить производство зеленой энергетики, государство пытается убедить сделать это владельцев таких станций. Но вряд ли это удастся. «Сегодня возникает необходимость серьезно задуматься о международном арбитраже, чтобы защитить инвесторов и кредиторов, которые поверили гарантиям государства и стали инвестировать в зеленую генерацию», — сообщил глава «ДТЭК» Максим Тимченко.

За счет атома
Для выхода из кризиса Минэнерго разработало обновленный энергобаланс — план, по которому будет жить энергетика в 2020 году. Он учитывает, сколько должен выработать каждый вид генерации, чтобы удовлетворить уменьшенный спрос на электроэнергию. В частности производство электричества АЭС сократится на 11,2%, ТЭС — на 13,45%, при этом объемы производства «проблемной» альтернативной энергии вырастут на 105%.
Сокращение производства относительно дешевой атомной энергетики в пользу дорогой «зеленой» возмутило часть депутатов, а Государственное бюро расследований даже начало расследование, не пытается ли таким образом правительство умышленно обанкротить государственный Энергоатом. «Из-за сложившейся ситуации за первые 4 месяца 2020 Энергоатом получил 1,6 миллиарда гривен убытков, хотя за аналогичный период 2019 года имел более 2 миллиардов гривен прибыли», — сообщила hromadske Ольга Кошарная, член экспертного совета при Министерстве энергетики и защиты окружающей среды Украины, эксперт в области атомной энергетики. Она обвиняет в убытках государственной компании «бум» на установку «зеленых» мощностей в 2019 году, который наслоился на падение потребления электроэнергии, и коронавирус.
Сейчас правительство выводит из сети ряд атомных энергоблоков, однако отмечает, что это — «плановые ремонты» . «Сейчас идет манипуляция, как будто мы перенесли плановые ремонты с осени на весну. Однако график ремонтов утверждался в конце прошлого года, а делают их, как правило, летом. Для этого заказываются работы, проводятся тендеры через Prozorro, а для этого нужно время», — добавила Кошарная.

«Энергетический» прорыв Ахметова в правительство
О сближении команды президента Владимира Зеленского с Ринатом Ахметовым заговорили после назначения премьером Дениса Шмыгаля, бывшего топ-менеджера «ДТЭК». Однако президент отмахнулся от этих упреков, сказав, что «олигархи нанимают лучших». Эти разговоры стали громче после назначения и.о. министра энергетики Ольги Буславец. Полноценным министром ее не назначили (этот вопрос даже не ставили на голосование) из-за опасений, что даже в «Слуге народа» за это голосов не найдется.
В частности, как напомнил депутат «Слуги народа» и глава энергетического комитета Рады Андрей Герус, Буславец, будучи главой профильного департамента Минэнерго, согласовала в 2016 году формулу «Роттердам +» , за которую Зеленский критиковал своего предшественника Петра Порошенко.
По мнению политолога Владимира Фесенко, для Зеленского одна из причин сближения с командой Ахметова в энергетической сфере — нежелание повторить шахтерские забастовки 1990-х. Это озвучивал и Шмыгаль: «Мы должны сохранить рабочие места, особенно в области угольной промышленности, атомной энергетики». Президент неоднократно встречался с горняками и давал слово погасить долги. Но прошлое правительство этого не сделало. «Насколько я слышал, Зеленский был очень раздражен. Он эмоционально прочувствовал проблему с шахтерами — увольнение, невыплата зарплат. Это, очевидно, убедило его, что все же надо пойти навстречу горнякам — даже не столько Ахметову, сколько горнякам. А кто у нас монополист угольной отрасли?», — отметил Фесенко.
Кстати, после публикации нового энергетического баланса «ДТЭК» согласилась возобновить работу шахт и вывести шахтеров с простоя.

В полку недовольных прибывает
Ахметов получает выгодные для себя решения, другие олигархи — поводы для недовольства. Так, Верховная Рада приняла «антиколомойський» закон, на чем в частности настаивал и сам Зеленский. Игорь Коломойский говорит, что это оттянет его «борьбу за ПриватБанк». Виктор Пинчук пострадал от лоббизма самого богатого человека Украины из-за роста цен на электроэнергию для промышленности. В заявлении его компании «Интерпайп» сказано: частный монополист (читай - «ДТЭК») переписывает правила работы энергорынка под себя.
Подорожание электроэнергии для промышленности вряд ли нравится и предприятиям Коломойского, хотя его «1+1» пока лоялен к президенту. «У Коломойского и Пинчука совместный бизнес, который страдает от высоких цен на электроэнергию. Здесь показательна ситуация: мы к Зеленскому лояльны, но касательно экономических интересов, там идет критика. Не в сторону Зеленского, а в сторону правительства и Минэнерго», — говорит Фесенко.
В президентской фракции также есть те, кому не нравится такая дружба с Ахметовым. Главный поборник лобби олигарха в «Слуге Народа» Андрей Герус критикует притеснения атомной энергетики в своем Facebook. В частности 14 мая он сообщил, что мощность атомных блоков упала до исторического минимума. Еще раньше Богдан Яременко заявил, что вместе с «несколькими десятками коллег из фракции» подготовил запрос к правительству, чтобы то разъяснило ситуацию с решениями в пользу бизнеса Ахметова. «Ситуация напоминает заговор, который ведет к повышению цены на электроэнергию», — отметил депутат.
«Слуги народа» не могут не видеть, что повышение цен на электроэнергию для населения ударит по их рейтингу. Депутаты президентской фракции не впервые демонстрируют своенравие, и Зеленскому приходится учитывать это, говорит Владимир Фесенко. Ведь «перекос» в сторону Ахметова угрожает Зеленскому проблемами — и президент и его команда это понимают.
- Поделиться: